Говорят: лень — мать всех пороков. А кто отец их? Страх. Где страх, там самые дурные чувства и свойства, там излишняя осторожность, неприятие нового, чужого, там скрытность, лживость, трусость, подлость, подозрительность, зависть, жадность, коварство, предательство, наглость. Чуть поскребите любое дурное чувство, любое дурное свойство человека, и выглянет его основа — страх.
Поэтому две задачи у нас: не вызывать злого чувства в сердце ребенка и укоренять доброе. Но сколько среди нас таких родителей, чьи умения прямо противоположны необходимым: мы умеем вызывать злые чувства, а про добрые недоуменно расспрашиваем друг друга: «А как это делается?»
Жалуются (и не первый век жалуются), что мы все стали прагматиками, разучились чувствовать. И в самом деле, мы стали относиться к чувству по-деловому, мы прославляем лишь то чувство, которое выливается в действие, полезное чувство. Лишь та любовь считается любовью, которая доказана делом, предъявила доказательства любви. И вот появляются на свет монстры: доказательства любви — но без любви!
В семейной жизни и в воспитании детей эта невидимая, тайная, скрытая от нас драма происходит на каждом шагу: родители предъявляют окружающим, школе и самим себе доказательства любви к детям, то есть заботятся, ходят на родительские собрания, посещают с ребенком зоопарк, покупают мальчику все, что нужно, хлопочут за него — но не любят! Они ведут себя как все, перенимая лишь внешние действия, без той внутренней работы, без того волнения, в котором и заключается вся сила воспитания. И даже не догадываются о том, что они что-то делают не так. Что они любят не детей, а себя в образе родителей, что им нравится быть хорошей матерью, честным отцом... и никак они не могут понять, отчего же сын вырастает бесчувственным человеком.
Можно спросить родителей: у нас есть дети, но чего мы хотим? Счастья иметь детей, счастья иметь благополучных детей? Или детского счастья? Эта едва заметная, маловажная на первый взгляд разница и есть та пропасть, в которой мы погибаем как воспитатели.
Что волнует нас на самом деле? Неприятности, вызываемые детьми, или сами дети? Волнуют ли нас дети, когда у них нет неприятностей? Мы боимся за детей или любим их?
Любовь — антипод страха. Чувство и есть любовь, желание добра другому человеку. Острое, волнующее, горячее. От любви все добро в мире, это сила жизнеутверждения. Именно поэтому только любовью можно победить страх. Любовь же — единственное педагогическое средство против невольного детского страха перед жизнью и, следовательно, против возможных пороков. Она воспитывается сочувствием, деликатностью в отношениях, терпением, мягкими уговорами. И она не воспитывается мерами, широко применяемыми в домашней практике: Попрек, Упрек, Замечание, Оскорбление — ПУЗО. Воспитанием «от пуза» научить любви невозможно.