Среда — день трансляции.
На этот раз тема: «Альтруизм — это эгоизм» (альтруизм — высшая стадия эгоизма). Ты получаешь удовольствие от того, что делаешь что-то хорошее.
Здесь же — возможность поговорить о том, что человек, занятый делом, всегда эгоистичен, ему надо или помогать, или не мешать.
Я ходил по квартире и набрасывал план трансляции.
Из-за коронавируса всё делаю из дома.
Вадим Александрович Коваленко подключается к моему компьютеру, открывает нужные программы.
И в 20:00 я выхожу в эфир — начинаю общаться с нашими зрителями.
Их мало. Обычно 30-40 человек. Небольшой кружок. Потом трансляцию смотрит гораздо большее число людей, иногда доходит до 500-1000 зрителей (слушателей), но для интернета это мелочи.
С одной стороны, мне хочется общаться с теми, кто заходит на наши сайты.
А с другой стороны, всё время возникает мысль: а надо ли тратить на это время?
Не лучше ли:
- написать заметку;
- начать работу над книжкой «Рассказы старого Кристофа»;
- восстановить «Я + Я»;
- доделать онлайн-книгу «Курить, чтобы бросить!» (там надо переписать две последние главы; я это всё откладываю и откладываю);
- заняться курсом «Учимся говорить публично» (пора давать обновления: дополненные, расширенные и начинать учить людей общаться).
Подумалось: а что если сделать, будто я (или какой-то выдуманный герой) проходит курс «Учимся говорить публично», готовит свою речь, которую он хочет произнести в интернете для всех жителей планеты?
- Какая первая фраза?
- Какие паузы?
- Где говорить громче, где тише?
- Как выделять в каждой фразе то или иное слово?
- Как помогать себе жестом?
- Как сознательно повторять ту или иную мысль, чтобы её запомнили, усвоили?
- И вот так идти от упражнения к упражнению, от этюда к этюду.
А в конце курса — речь-призыв, чтобы люди при любых ситуациях оставались людьми.
Наверное, так сделать можно, но скучно, академично получится. Всё-таки интереснее, если наши ученики будут рассказывать о себе и всё время говорить.
Говорить (рассказывать):
- что им не нравится и не нравится в жизни;
- как бы они поступили, если были бы руководителями страны;
- как добиваться результата;
- как объясняться в любви;
- как выигрывать в споре с начальниками;
- как отстаивать свои права.
Да-да, наша школа «Учимся говорить публично» должна стать школой жизни, в которой каждый человек говорил бы (рассказывал) о том, что его волнует, интересует, привлекает.
А затем пройдёт разбор сказанного. Другие ученики будут говорить (рассказывать), что им не понравилось, а что понравилось в выступлениях других.
И дальше голосование: кто сколько баллов наберёт, кто на каком месте.
И время от времени устраивать турниры учеников и учениц.
Десять новых учеников. Кто лучше из этой десятки говорит — у него другой уровень.
Из ста учеников таких должно быть десять человек.
Из этой десятки, опять же, должен выходить лучший — победитель.
Будет тысяча учеников — надо будет искать лучшего из этой тысячи.
Десять тысяч — лучшего из десяти тысяч.
Какие критерии оценки?
Обычные:
- обаяние;
- умение говорить без бумажки;
- использование юмора;
- умение производить «отжатие» речи (чтобы воды не было);
- правильное начало;
- неожиданный финал.
Такие выступления (минут на 5-10 максимум) могут многому научить.
И ещё надо, чтобы это имело социальное звучание:
- о чём бы я сказал президенту, руководителю правительства, губернатору, мэру;
- как строить свой разговор с директором школы, классным руководителям.
Отдельный подкурс — начинающим политикам.
Если серьёзно сделать эту программу, то можно добиться многих изменений в нашей жизни.
Ну и, конечно, я должен быть примером. Мои трансляции хорошо бы проводить так, чтобы они запоминались и оказывались полезными зрителям.
Хотя да, повторюсь, иногда возникает мысль: а не бросить ли это всё? Слишком много времени и сил уходит, а отдача минимальная, народу смотрит мало.
Но пока не бросаю. Живу по принципу: делай, как должно, а там будь, как будет.
Целый день провёл дома.
Дождь. Я люблю снимать дождь.
Планировал выйти погулять, но так и не вышел.
Работал по телефону с Николаем Сергеевичем Черняевым. Более двух часов отвечал на письма с Маратом Рауфовичем Рахматулиным.
Отослали ещё в несколько организаций письма с предложением нашей корпоративной версии «СОЛО на клавиатуре».
Получили отписку от Министерства просвещения.
Я и не ожидал другого ответа от Минпроса. Там работают люди, воспитанные советской и российской школой.
Количество бюрократических отписок, которые мы получаем, — результат воспитания и обучения в школе.
В восьмидесятых годах прошлого века этим людям было по десять лет. Следовательно, теперь им сорок или даже за сорок.
Да, нынешних чиновников воспитала наша школа: начальная, средняя, высшая.
Они запомнили: главное — отмахнуться от письма, не рассмотреть предложение, совет, замечание, не помочь человеку, а закрыть письмо.
Никому из тех людей, кому получили наши корпоративные предложения, не пришло в голову:
Слушайте, а, может быть, просто сделать рассылку по всем сотрудникам? Коли мы сами не можем оформить обучение, то предложить людям, подчеркнуть, что это очень важно для работы, полезно, что если кто-то пройдёт «СОЛО», он станет лучше работать.
Если бы какой-нибудь министр подписал такое письмо, это бы сработало.
Нет, всё происходит по-другому. В лучшем случае письмо моё читает помощник министра, считая, что не царское это дело — заниматься такой проблемой, и направляет письмо в отдел кадров.
Начальник управления персоналом передаёт письмо сотруднику:
Надо бы подготовить ответ: поблагодарить и сообщить, что в настоящее время это невозможно, но в будущем мы это учтём. Он, этот Шахиджанян, скандальный, у него связи есть. Ну его на фиг. Не надо ссориться.
Вот поэтому мы так и живём.
То же самое происходит и с курением.
Чтобы выполнить мою просьбу-пожелание и сделать рассылку об онлайн-книге «Курить, чтобы бросить!», надо потратить 5-10 минут, но этого делать никто не будет. Почему? А не принято.
Вот прокуратура России. Вроде возглавляет её умный, образованный, деловой человек — Игорь Викторович Краснов.
Стоит Игорю Викторовичу пройти по кабинетам своих заместителей, начальников отделов, и на столе каждого он увидит огромные стопки бумаг:
- решения;
- заключения;
- результаты экспертиз;
- запросы;
- протесты;
- жалобы (ответы на эти жалобы).
И это всё набирается на клавиатуре компьютера.
Одним-двумя пальцами на одну страницу текста уходит 30-40 минут. Десятью пальцами, не глядя — пять-шесть минут.
Скорость важна, но она не самоцель. Самое главное, что человек, владеющий слепым десятипальцевым методом, не отвлекается на поиски нужных клавиш (на одной странице 1800 знаков; это 1800 раз человек отвлекается при наборе), а думает о том:
- какое слово лучше использовать;
- как точнее построить фразу;
- как правильнее сформулировать мысль.
В юридических делах иногда от запятой может зависеть судьба человека (классический пример: казнить нельзя помиловать).
На этом необходимо сосредоточиться каждому работнику прокуратуры.
Да-да, надо научить всех сотрудников Генеральной прокуратуры, региональных, районных прокуратур десятипальцевому методу работы.
А ещё «СОЛО» хорошо тем, что оно позволяет каждому человеку (не только сотруднику прокуратуры) осознать свою значимость, весомость, нужность, полезность, необходимость.
За один-два месяца можно любого человека научить десятипальцевому методу работы за клавиатурой компьютера. Но научить можно только тогда, когда человек хочет.
А я из прокуратуры получаю отписки.
Перед сном решил посмотреть фильм Виталия Манского «Свидетели Путина». Фильм огорчил меня. Разговоров было много, а лента откровенно слабая.
Огорчила меня и лента «Эффект бабочки» (реж. Эрик Бресс, Дж. Макки Грубер).
Убийства, крики, шумы, истерики, драки — жуткое нагромождение. И понять, зачем всё это делается, просто невозможно.
А может быть, я не прав, просто не дорос до современного кинематографа.
Мне нравится Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Пьер Пауло Пазолини, Ингмар Бергман, Акира Куросава, Стенли Крамер, Сидни Поллак. Я с интересом смотрю фильмы Андрея Звягинцева, Алексея Германа, Отара Иоселиани… Если начну перечислять всех, кто мне нравится и почему, к утру не закончу составлять этот список.
В заключение дня, как всегда, с наслаждением смотрел список новых читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» и с не меньшим наслаждением рассматривал фотографии новых учеников по «СОЛО на клавиатуре».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. К сожалению, руководство России меня не понимает. К сожалению. Но лишь раззадоривает меня. Мне хочется сделать жизнь в России лучше и по мере сил и возможностей я стараюсь так поступить.
Мы рождаемся с криком, умираем со стоном, остаётся только жить со смехом.
Виктор Гюго (1802-1885), французский писатель