В России тема курения кальяна вроде бы всё время в центре внимания, но какого-то благодушного – чем бы ребята ни тешились, лишь бы не лезли на баррикадки. То один регулятор заговорит, что надо запретить их в общепите, то другой предложит обложить акцизом все смеси для кальяна, даже бестабачные, но не умеет объяснить коллегам, как это сделать и вообще чего он хочет.
Сегодня федеральный закон не ограничивает использование кальяна, если в нём нет табака, такой кальян просто выпадает из табачного регулирования. По той же причине бестабачные смеси не облагаются табачными акцизами. Курьёз этой ситуации в том, что на глаз нельзя отличить табачную смесь для кальяна от бестабачной, как и на вкус, и на нюх. Редким проверяльщикам этой темы приходится верить на слово владельцам ресторанов, кальянных и ночных клубов. И верить честным предпринимателям вовсе не трудно, если слово их подтверждено скромным, но убедительным подарком. Идти на принцип, изымать образцы для экспертизы, которую можно сделать всего в нескольких местах в стране, и обычно не бесплатно, – кому это надо?
Следует признать:
Никто не контролирует и не собирается системно контролировать потребление кальянных смесей в стране.
А потребление это между тем стремительно растёт. Рост популярности кальяна – общемировой тренд, что убедительно демонстрирует из года в год выставка InterTabac, а также возникающие в Европе специализированные выставки по кальянам (например, апрельская во Франкфурте). Убедительных исследований о причинах явления пока не опубликовано, но можно предположить, что это результат действия нескольких сил.
Во-первых, глобализация, общедоступность информации и массовая миграция с Востока на Запад сделали повседневную культурную традицию Ближнего Востока такой же повседневной и в западных странах, а также на постсоветском пространстве.
Во-вторых, повсеместное давление на курение сигарет выдавливает потребителей в альтернативы, по факту менее гонимые властями. Сюда же накладывается бизнес-эффект вытеснения с рынка сигаретных производителей (к чему во многом сводится борьба с курением) и замещение их в составе поставщиков рынка на малый и средний бизнес по изготовлению кальянных смесей, угля, собственно кальянных трубок и аксессуаров к ним. Все эти секторы имеют очень низкий порог входа на рынок и доступны любому начинающему предпринимателю с минимальным образованием или вовсе без оного.
И конечно, нельзя не заметить демографический фактор – новое поколение выбирает уже не «пепси», и даже не вейп, а кальян. Впрочем, вейпинг тоже сыграл свою роль, пристрастив молодёжь к многообразию ярких вкусов, не доступному ни сигаретам, ни сигарам, ни трубкам, но вполне возможному при курении кальяна.
Статистика поставок на российский рынок кальянных табаков говорит о том, что объём поставок выглядит хаотично меняющимся от года к году, но кое о чём и эти данные судить позволяют. Объём импорта кальянного табака в 2012 году – последнем перед принятием ФЗ-15 – составил около 350 тонн (более или менее средний уровень импорта – 150 тонн), в 2017 году завезено было лишь около 20 тонн. Доля нелегального импорта в этом секторе всегда была высока, но можно предположить, что в 2017 году уже массово заработали и внутренние (подпольные) производства.
Кальянный рынок преподнесёт ещё много сюрпризов, и мы не раз к нему вернёмся.