Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Образ злодея: штрихи к портрету

(роршаховский этюд на фоне зимы)

Добро и зло. Два антонима. С самого детства родители, школа, социум приучают нас делать добро и отталкивать зло. Почему же сейчас большинство подростков выбирают злодеев? В чем их привлекательность? Почему выбор зачастую падает на злодеев, и какие же качества влюбляют нас в них?

1

Раньше злодеям не давали и шанса быть раскрытым, и, естественно, если видеть одну картинку в одном проявлении, то мы не захотим видеть её отзеркаленной.

Сейчас некоторым злодеям прописывают истории, где можно понять причину их становления на темный путь.

Например, Круэлла. Она — Круэлла Де Вил, злодейка, похищающая далматинцев. Её изображают в истории об 101 далматинце, как ужасную злодейку. Но в 2021 году вышел фильм, рассказывающий её историю в полноте. Об ужасном детстве и личности Круэллы и Эстеллы.

Посмотрев этот фильм, мы понимаем, что все её злодеяния — это влияние несчастного детского опыта. К ней начинают испытывать жалость и восхищение. Восхищение несломившейся натурой.


Кадр из фильма «Круэлла» (реж. Крейг Гиллеспи, 2021). Kinopoisk

2

Итак, почему нам начинают нравится злодеи?

Сделав вывод выше, можем вписать в этот список жалость и восхищение, из которых рождается «кумир».

Зачастую неотёсанный злодей может превратиться в героя, чьи поступки будут чтить как подвиги.

Возьмём, к примеру, Тришку-Сибиряка. В начале 19-го века (1830-е годы) Тришка-Сибиряк разбойничал и нападал на бояр и помещиков.

До этого, один помещик изнасиловал его жену, вследствие чего она повесилась от позора. Вернувшийся Тришка избил этого барина и был сослан в Сибирь. Там у него образовалась банда, и по возращении он стал лихим разбойником.

Тришка-Сибиряк не трогал простых людей — и никогда не убивал, но всегда мстил боярам, которые посягали на крестьян. В народе он был героем, и даже полиции было тяжело его поймать, так как его не выдавали.

Этот феномен можно назвать «криминальной идеализацией», когда образу преступника придают благородные черты.

«Криминальная идеализация» делится на три уровня: уровень общественных отношений, уровень межличностных отношений и уровень самоотношения.

3

Обычно поступки на уровне самоотношения (когда злодей сам осознаёт собственное «благородство»), при широкой огласке, могут выйти на уровень общественных отношений. Тогда влияние «криминальной идеализации» распространяется на широкий круг лиц.

Соответственно, когда история злодея-джентельмена предана огласке, люди хотят стать такими же.

Тут и порождается идеализация образа злодея.

4

Как правило, злодеи — это превосходные лидеры, которые умеют влиять на других людей и вести людей за собой.

Их уровень ораторского мастерства, объяснение информации под своим углом, подстраивание под ситуацию, чтобы вышло так, как они хотят, — делает из них прекрасных манипуляторов.

Но существуют антигерои как притягательные, так и отталкивающие.

Некоторые психологи говорят, что это происходит из-за традиционных ценностей в обществе. Несмотря на влияние зла и на тенденцию изменчивости общества, есть вещи, на которые мы реагируем отрицательно и, возможно, не будем испытывать положительные чувства вовсе.

Мораль идет в шаг со степенью развития общества.

Например, ещё в 19-м веке носить купальники было вульгарно даже проституткам. Сейчас раскрытость общества меняется — и в лучшую, и в худшую сторону.


Unsplash

5

Однако, возможно ли быть лидером без харизмы?

Злодеи обладают властной харизмой, привлекающей множество внимания. Они не идут на поводу общества — они и есть пастухи, ведущие овечек за собой.

Иногда злодеи дают возможность прочувствовать свою боль на их примере. Вырастая с такими же травмами, антагонисты становятся сильнее, их воля непоколебима, они движутся по предрешённому маршруту. Люди, видящие сходство в их жизнях, поддаются иллюзии — убегают в другую реальность и думают, что смогут изменить свою жизнь, начав подражать новым «кумирам».

Тему «благородного разбойника» можно встретить в подростковых книгах, компьютерных играх, телевизионных фильмах и даже в детских мультиках.

Подумаем о сериале «Однажды в сказке».

Эмма — положительная сильная главная героиня — влюбляется в отрицательного персонажа Крюка. Он пират, злодей. Но все совершенные им гадости меркнут на фоне их любви и забываются.

В большинстве случаев, мы обращаем внимание лишь на негативные поступки, и, если мы видим, как главный герой совершает ошибку, мы начинаем корить его за проступок. Он перестаёт быть таким хорошим… Однако если антагонист совершает подвиг или благое дело, мы возвышаем его до благодетеля народа.

6

Так или иначе, мы начинаем идеализировать злодеев по многим причинам, но одной из самых важных будет именно интерпретация под свой образ — и желание сбежать из реальности.


Unsplash

«Герой — это тот, кто остаётся, а злодей — тот, кто убегает»

Екатерина Лихачёва

40


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95