Проблемы беспроблемных детей
Непослушный, дерзкий, взрывной, безответственный… Учиться не хочет, лжет, дерется … Проблемы «проблемных» детей — вот они. Их выше головы. Но ведь далеко не все дети трудные. Большинство — хорошие, «нормальные» дети. А среди них немало и очень хороших: слушаются беспрекословно, учатся прекрасно, посещают кружки и секции. А чтобы надерзить или нахулиганить — да такого просто не может быть! Отличные дети! Их еще называют — беспроблемные. Но… Это правда, что они замечательные. А что беспроблемные — неправда.
Зависимость от похвалы
Какие же проблемы угрожают беспроблемным детям и их родителям? Увы, многочисленные. И особенно трудные потому, что взрослые их по большей части не осознают.
Проблема первая, очевидная. Хорошего ребенка хвалят и хвалят за то, какой он послушный, прилежный, аккуратный. В результате две опасности могут подстеречь и родителей, и ребенка. Первая та, что ребенок начинает воображать: все, что он говорит и делает, — хорошо. Если он получает порицание, то страшно обижается и остается с чувством, что к нему отнеслись несправедливо. Но куда чаще к беде приводит другая опасность. Ребенок, так сказать, «подсаживается» на похвалу. Без одобрения окружающих ему уже действовать затруднительно. Он не привык оценивать себя сам и подсознательно ждет положительной оценки со стороны, страдая без постоянного одобрения.
Опасные тактики
Проблема вторая, парадоксальная. Послушные, добросовестные, ответственные дети с отличными учебными успехами часто переживают не от перехваливания, а совсем наоборот — от дефицита одобрения и поощрения. Встречается и крайний случай: хороших детей в семье фактически не замечают. То есть, конечно, родители и дневник проверят, и с репетитором договорятся, и в языковой лагерь отправят на каникулах. Но задумываться, что там на душе у послушного ребенка, родителям просто не приходит в голову. Если оказывается, что в семье один ребенок проблемный, а другой беспроблемный, то проблемному — море внимания, выговоры, наказания, поощрения, «кнут и пряник», родительские слезы и бессонные ночи. А беспроблемный — словно на отшибе, сам по себе. Но это все-таки крайность. Куда чаще родители прилежного отличника придерживаются — сознательно или невольно — двух нелегких для ребенка тактик. Первую можно описать формулой «иначе быть не может». Вторую — «это самый минимум». Прекрасная учеба и образцовое поведение при первой тактике — это норма жизни для ребенка. Что тут, казалось бы, можно возразить? Разве быть хорошим учеником — не норма? Вот и получается, что норму родители принимают как должное, а малейшее отступление от нормы строго карают. Если ребенку ярко выраженного гуманитарного склада хуже дается математика или, наоборот, несомненному «естественнику» сложнее приходится с грамматикой, его заставят грызть и грызть гранит той науки, которая труднее дается. Казалось бы, зачем? Ведь ребенок и так успешно справляется с предметом. Следует серьезное возражение: как можно останавливаться на худшем результате, если ребенок способен добиться лучшего? И ведь нельзя сказать, что родители совсем не правы. Ученик привыкает выполнять работу упорно и качественно. Справляться с тем, что трудно и неинтересно. Это далеко не бесполезные в жизни навыки. Но ребенок живет в постоянном напряжении, с чувством, что он всем должен. Ему не хватает положительных эмоций. И он не любит школу. Ведь это весьма типичный случай, когда именно образцовые ученики школу не любят. И столь же типично то, что родители об этом не знают. Ребенок не может высказать это чувство, потому что оно нехорошее, а он — хороший.
Если же блестящие успехи ребенка для родителей даже не норма, а «самый минимум», то проблема грозит различными осложнениями со здоровьем. Ребенка загружают сверх программы — и дополнительный иностранный язык, и фигурное катание, и музыкальная школа, и много чего еще. Если требования и нагрузки запредельно завышены, ребенок попросту свалится от переутомления. Но если завышены на пределе его сил, ему придется справляться. Он ведь хороший, способный ребенок. Пусть потом скажет спасибо за полученные знания и умения! За
А отказать он не может…
Проблема третья — бесконфликтность. Послушный ребенок испытывает несомненные затруднения во всем, что связано с ситуациями конфликта, отказа, противостояния
Хороший ребенок растет законопослушным, в него строго впечатаны социальные нормы. Но помимо этого в него впечатывается еще одна идея: это для него нормы обязательны, это ему нельзя их нарушать. Иначе случится
По чувству долга
Проблема четвертая — «переполненный кувшин». Так как жизнь противоречива и тяжела, то хороший ребенок, как и всякий человек, испытывает неприятные, тягостные переживания, негативные эмоции разной силы и происхождения. Но он их не выражает, копит в себе, а тем самым обращает против себя самого. Почему не выражает? Потому, по сути, что они ему негласно запрещены. Петя, которому надоело скучное и длинное домашнее задание, грохнет книжкой по столу, раскричится: «Дурь, скукотища!», врубит на полную громкость проигрыватель, получит от матери подзатыльник, потом, успокоенный, сядет обедать. А задание — может, доделает, а может, и нет. Вася, которому тоже надоело и скучно, испытывает негативные эмоции двоякого рода.
Разлад с самим собой
Проблема пятая — «нет предела совершенству». Послушный, ответственный ребенок стремится делать все, что делает, достойно и качественно. Принцип «ладно, сойдет!» — не его принцип. И это, разумеется, хорошо. Но так как наши недостатки — продолжение наших достоинств, то и стремление к совершенству может стать болезненной помехой в жизни. Причем родители иногда сами ее раздувают. Например, никогда с первого раза не одобрят работу, даже если она выполнена хорошо. Подготовит ученик реферат — «Что же, неплохо для начала. Но если как следует постараешься, сможешь сделать гораздо лучше». Приключится помарка на странице — «перепиши!». Иногда ребенок начинает хитрить, чтобы спрятаться от родительской тяги к идеалу. С тем же рефератом, допустим, нарочно протянет время и покажет его только тогда, когда на переделку времени не останется. Но ведь он хороший ребенок, ему стыдно и совестно, что он хитрит. Он чувствует эмоциональный и моральный разлад.
Иногда ребенок сам заражается тягой к идеалу. И начинает сверхкритически относиться не только к своей работе, но и к себе. Появляется принцип: «Если не идеально, то плохо». Нарастает боязнь неудачи, страх перед возможностью ошибки. Взрослые подчас такой страх стимулируют, считая полезным. А он очень вреден, потому что грозит вообще парализовать деятельность. Ведь это правда, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Сергей КАМЕНСКИЙ