Третья и тем более вторая смена в российских школах никуда не делись; бюрократическая нагрузка на школы и педагогов только растет; а зарплаты учителей в разы ниже официально объявляемых властями и начисляются непонятно кем и как. Все это узнали члены думского Комитета по образованию и науке Госдумы 20 февраля.
Накал страстей был так высок, что обсуждение шло на повышенных тонах, местами срываясь в крик. Депутатов возмутило, что практически ни одно из конкретных решений летних слушаний 2019 года (гарантированная оплата учителю за 18-часовую нагрузку 70% средней зарплаты по региону, административная разгрузка школы и учителя, рост зарплат некоторых категорий педработников, организация медпомощи в дошколке и т.д.) выполнено не было. Вместо этого в Минпросвещения и Минтруда, как явствовало из отчетов их представителей думцам, главным образом занимались «мониторингом ситуации».
Разобраться с окладами учителей в нашей стране действительно непросто. По нынешним законам, все решения по всем выплатам педагогам принимают муниципалитеты, а то и сами школы. И это «самоуправство» создает чрезвычайно запутанную и чреватую злоупотреблениями ситуацию.
Мало того, что зарплаты учителей в разных субъектах Федерации различаются в разы. Даже внутри одного региона за одинаковый объем работы учителя получают по-разному: в одних школах базовая часть составляет 50%, в других едва достигает 25% общих выплат. И вот уже некоторые учителя получают меньше минимального размера оплаты труда (!), а среди учительского сообщества зреет и вот-вот прорвется нарыв. Так, первый зампред комитета Олег Смолин не исключает, что вскоре «пройдут массовые самоувольнения учителей, как это было с врачами в 2019 году. Сейчас из-за сложившейся ситуации учителя вынуждены работать на две ставки, что совершенно невозможно. Дальнейшее увеличение их нагрузок очень опасно: из этого лимона уже больше ничего не выжать!»
Депутат Сафаралиев опасается, как бы и «те 5 тыс. руб. за классное руководство, что обещал президент, не внесли бы в зарплату, а потом и вовсе свели бы на нет». Эти опасения в условиях непрозрачности и всеобщей неразберихи, увы, не беспочвенны. И этот риск усугубляет сильнейшее недофинансирование образования. На него, по данным Счетной палаты, в России идет лишь 3,6% ВВП. А в итоге, если в Германии выходит на каждого учащегося по $1895 в год, то у нас всего $636 — втрое меньше!
«Ведь было же сразу понятно, что нынешняя система оплаты труда педагогов не рабочая!» — возмущается глава Комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Севастьянова. «Ни одно федеральное ведомство сегодня не может ответить на вопрос, сколько средств требуется, чтобы учителя получали достойную зарплату, работая без перегрузок!» — поддержал думских коллег член профильного комитета Совета Федерации Виктор Смирнов.
Все это чистая правда. Однако есть пара вопросов, способных подмочить благородное негодование парламентариев. Кто же, как не они в свое время приняли законы, легализовавшие всю эту вакханалию с учительскими зарплатами? И почему для того, чтобы предъявить справедливые претензии правительству, надо было дождаться, пока оно уйдет в отставку, а Ольгу Васильеву в бытность ее главой Минпросвета встречали в Думе не неприятными вопросами, а букетами роз? Ответы на них, как представляется, способны многое прояснить.
Марина Лемуткина