Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Обзор Интернета: компьютерная грамотность

Что это такое: компьютерная грамотность?

Умение в принципе «обращаться» с компьютером, то есть включать его и выключать, входить в Интернет и выходить, вставлять и вынимать флэшку или диск – и ничего при этом не испортить? Способность настроить Windows, исправлять те или иные «глюки» и «косяки»? Уверенно работать в «сложных» программах вроде «Фотошопа»? А может, для того, чтобы называться «компьютерно грамотным», нужно уметь собрать и настроить компьютер, как говорится, с нуля? Или обязательно нужно уметь программировать?..

Посмотрим, что об этом пишут в Интернете – в «русском» его сегменте.

Начнём с нерусского, но «братского» сайта. На портале «Компьютер Клаб» («ежемесячный журнал по компьютерам и телекоммуникациям Казахстана») есть статья под названием «Компьютерная грамотность как часть общей культуры» Эрика Сланова. Вот выдержки:

«…Компьютерная грамотность в нашем понимании – это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль. Они скорее относятся к мыслительным навыкам. Можно выделить несколько составляющих компьютерной грамотности. […]

Базовые понятия

Прежде всего знание основных терминов и того, что они означают, помогает найти взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей и вообще помогает в ситуациях, когда обычное течение работы дает сбой.

За примерами далеко ходить не нужно. Каждый рабочий день подкидывает их сотни.

– Почему я мою базу не могу на дискетку переписать?

– А какой у базы объем?

– А???

– Ну, сколько килобайт?

– Килочего???

Или:

– Я фотку сосканировал, другу отправил, а он прочитать не может.

– В каком формате сохранил фотку?

– …???

Такие диалоги ежедневно происходят в конторах и квартирах, по телефону и просто так. Теряются дни и недели, тратятся километры нервных волокон. И всего этого можно избежать путем разумения не очень длинного списка вещей. Как то: «байт», «файл», «программа-архиватор», уже упоминавшаяся «операционная система». Разумения не для начальства и не для получения титула «продвинутый пользователь». Для себя. Для своих нервов и времени.

Понимание возможностей компьютера

«Юрий Аркадиевич, моей дочке сочинение надо написать о проблеме лишнего человека в произведениях Горького. Вы поможете? У вас же быстрый компьютер, это не много времени займет?» – обращается ко мне знакомая. «Как я скажу, если мне даже объем текста не известен? Страницу минут за десять-пятнадцать наберу», – отвечаю я. «Нет, мне не набирать надо. Пусть компьютер сам придумает текст, а я потом его немного подправлю, чтобы он более человечно выглядел». Это совершенно серьезно говорит женщина с высшим образованием».

Предыдущий абзац – цитата «Компютерры». Подобный разговор в наше время можно услышать везде. В основе его лежит непонимание того факта, что компьютер в состоянии делать только рутинную работу. Он не может сам составить отчет и отправить его в министерство. Он не посчитает остатки на складе, если на него не была установлена соответствующая программа и в него скрупулезно не вводились данные о движении товаров. Он не может работать за кого-то. И в первую очередь он ни за кого не может думать. Он может только быть инструментом. Голову не заменяет.

Можно было бы этого не писать, если бы этот факт так часто не игнорировали такое множество людей. Руководителей и подчиненных, менеджеров и госслужащих.

Знание этого факта, особенно руководителями всех мастей, может сэкономить уйму денег и усилий и сосредоточится на главном – на организации труда с использованием компьютера, а не на попытках заткнуть компьютерами дыру в «человеческом факторе».

Некоторые технологические принципы работы Интернета.

Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея для этого специального устройства и линии связи.

«Все компьютеры соединены между собой глобальной сетью, а значит, вы можете со своего ПК вносить изменения в файлы на моем». Фраза из того же источника. Конечно, это было бы здорово, если бы приобретение компьютера означало бы его интеграцию в «глобальную сеть» по умолчанию (для разного рода «хакеров-крякеров» тоже простор). Однако в этом мире все обстоит не совсем так.

И еще не стоит пытаться отправить своему деловому партеру графический файл объемом в сто восемьдесят мегабайт, пользуясь электронной почтой и телефонным соединением с провайдером.

И еще нужно отличать разные сервисы в этой «глобальной сети». Чтобы не заявлять, что мой почтовый адрес www.mail.com, а сайт мой находится на ivanov@sait.kz. […]

Можно назвать еще с десяток «еще», но все сводится к одному. Сеть – это тоже инструмент. Очень сложный, не до конца познаваемый, требующий непрерывного обучения. Но инструмент. И на нее тоже проблемы свои не взвалишь. Чтобы их решать, нужно с ней взаимодействовать. Не прерывая мыслительного процесса. […]

Так что по нынешним временам компьютерная грамотность не только «рыночная» необходимость. Она приобретает значение как показатель социального развития. Может быть, даже как уровень цивилизованности».

Эта статья была опубликована несколько лет назад, но, по-моему, актуальности не потеряла до сих пор. Людей, чьё знание компьютера находится на уровне блондинок из анекдотов, хватает, независимо от пола, возраста и общественного положения. Между тем в школах России и СНГ уже двадцать лет с лишним как преподаётся предмет под названием «информатика». Однако там учат не столько навыкам работы с компьютером, сколько теоретическим основам кибернетики и устаревшим языкам программирования. Это как если бы в автошколах учили не вождению, а теоретической физике…

Если школы выпускают «компьютерных блондинок», что уж говорить о пожилых людях, многие из которых просто боятся компьютера.

В Рунете, конечно, есть ресурсы, которые ориентированы – по крайней мере, так декларируется – именно на них. Вот один из сайтов так и называется: «Компьютерная грамотность для пожилых» - с подзаголовком «Долой информационное неравенство»! Правда, для записи на их курсы нужно «скачать анкету (школьника, студента, антикризисного проекта, молодой мамы)». Как видим, «пожилого человека» или «пенсионера» в списке нет.

На сайте можно заказать книгу «Компьютерная грамотность: антикризисный пакет» - «о заработке с помощью компьютера и Интернета, в которой подробно описаны сами занятия, способы их организации и проведения. […] Предлагается освоить новую специальность WEB-издатель и пакет предложений, как заработать с помощью компьютера и Интернета. […] Традиционно принято считать, что все связанное с компьютерами и Интернетом – это разновидность интеллектуальной деятельности, рассчитанная на работников умственного труда с высшим образованием. Это совсем не так. Подходы, предложенные в книге, не требуют знаний по высшей математике и квантовой механике, а формируемые навыки вполне доступны выпускникам средней школы. Более того, в современном информационном обществе такие профессии, как WEB-мастер или WEB-издатель, следует считать рабочими специальностями, и материалы этой книги могут быть использованы при написании учебных планов опережающего обучения для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям, например, «Оператор электронных и вычислительных машин» (Приказ Минобразования России от 21.10.1994 № 407). Это, безусловно, будет способствовать самозанятости населения согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089»...

Книга рекомендуется для «граждан, временно потерявших работу, молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, студентов дневных отделений, которым не удается совместить учебу с работой, школьников, мечтающих извлечь конкретную пользу из своих компьютерных знаний, людей с ограниченными возможностями» (снова из приведённого списка «выпали», вопреки названию сайта, пожилые люди). Станут ли все они успешными «веб-мастерами» и «веб-издателями» – вопрос, пожалуй, риторический.

Как известно, «рыба гниёт с головы». Пока начальников на всех уровнях устраивает низкий уровень компьютерной грамотности подчинённых (и населения в целом) – дело с мёртвой точки не сдвинется. Пенсионерам будут предлагать «освоить работу веб-мастера и веб-издателя»…

А устраивает это начальников потому, что у них самих с компьютерной грамотностью, как правило, «не очень». Эта проблема настолько назрела и перезрела, что сам президент Медведев… Впрочем, читайте «эксклюзив от subscribe.ru» - обсуждение: «Необходима ли всем чиновникам компьютерная грамотность»?

«Президент Медведев на заседании президиума Госсовета 18 июля заявил, что чиновники, не владеющие компьютером, должны оставить свои посты. Необходима ли всем чиновникам компьютерная грамотность?

Роман Могилевский, социолог, президент исследовательской корпорации RMC:

- По моим наблюдениям, основная масса чиновников овладела навыками компьютерных пользователей. Но беда в том, что многим из них компьютер просто заменил счеты, калькулятор и пишущую машинку. Чиновники не понимают, что компьютер реально меняет систему взаимодействия государства и общества. Медведев как раз говорил об этом. Он не просто призывал чиновников активней использовать компьютеры и Интернет, а подчеркивал, что в новых технологиях гораздо больше возможностей для принятия эффективных решений. И отмахиваться от них - значит застрять в прошлом веке.

Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:

- От современного чиновника никто не требует навыков системного администратора (возможно, это потребуется лет через 50, когда у нас весь документооборот будет электронный). Но элементарные умения поиска нужной информации и обращения с компьютером крайне необходимы. Сейчас часто доходит до смешного. Простая распечатка документа у некоторых чиновников превращается в эпопею, в которой задействуется несколько коллег. Это отнимает массу времени. Гораздо проще один раз пройти курс компьютерной грамотности.

Михаил Маркелов, член президиума партии "Справедливая Россия":

- Без компьютера сегодня ни один чиновник общаться не может и не имеет права. Нужно вводить специальные курсы для чиновников по обучению всем передовым программам, которые существуют у пользователей. Эта инициатива не просто так родилась. До этого была идея Путина, который заявил, что любой человек в стране должен иметь право оформлять документы через Интернет. Это правильно. Это существенно сократит число ходоков по коридорам и время просиживания у кабинетов. Не у каждого, правда, в стране есть компьютер. Но если все правильно организовать, задействовав партийную инфраструктуру и общественные приемные, инициатива может быть очень эффективной. Так что компьютерная грамотность так же необходима, как русский язык и математика. Ее нужно ставить на поток. Главное, чтобы инициативу не запороли на местах».

В одном из комментариев к этому опросу предлагается «Современный курс компьютерной грамотности для чиновников. […] Состав:

- Курс "Основы работы на компьютере"

- Курс "Основы работы Windows"

- Курс "Основы работы в Internet"

- Курс "Электронные платежные системы в Internet"

- Курс "Microsoft Outlook Express"

- Курс "Microsoft Word"

- Курс "Microsoft Excel"

- Курс "Microsoft Outlook"

- Курс "Microsoft PowerPoint"

- Курс "Создание Web-страниц и сайтов"

- Курс "Работа с базами данных"

- Курс "Электронная коммерция"

Любопытно, что в этом списке нет вроде бы элементарного курса – «Слепой десятипальцевый метод набора». А ведь понятно, что компьютерная грамотность начинается с правильного ввода информации – с клавиатуры в компьютер. «Теоретическая подкованность» мало принесёт пользы на практике, если человек с трудом набирает, быстро устаёт, портит зрение. Не начинать ли курс «Компьютерная грамотность для чиновников» (и для всех остальных) со слепого десятипальцевого метода?..

Напоследок - любопытная заметка с одного из новостных сайтов.

Американские учёные замерили активность мозга у людей 55-78 лет во время их работы на компьютере. Медики и психиатры проанализировали результаты и пришли к выводу, что использование технологий на самом деле может принести пользу для стареющего мозга. По крайней мере, если в пенсионном возрасте часто работать на компьютере, то более вероятно, что возможности мозга сохранятся на более долгий срок.

Во время опытов людей садили прямо внутрь магнитно-резонансного сканера и заставляли продолжительное время работать с поисковыми системами в интернете. Исследование проводилось в двух группах: первая — из продвинутых пользователей, а вторая — из людей, слабо разбирающихся в технологиях. Так вот, первая группа продемонстрировала вдвое больший уровень активации нейронов. Необычно высокая активность проявилась в областях мозга, которые отвечает за принятие решений и логику (а не только в визуальном кортексе, как это бывает при чтении книг). У людей с низким уровнем компьютерной грамотности такой активности мозга не наблюдалось.

Есть над чем подумать.

А начинается компьютерная грамотность, безусловно, не с «высоколобых» теорий. С простых навыков. В том числе, повторюсь, с навыка слепого десятипальцевого метода…

Ваш Роман Олегович Иванов

1831


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95