16 апреля подавляющее большинство российских девятиклассников впервые отправятся сдавать устную часть ОГЭ по русскому языку. Правда, на этот раз результаты нового испытания решили не учитывать — только если на этом уж очень сильно будет настаивать та или иная школа. Однако с будущего года устная часть ОГЭ‑9 по русскому, или, как ее еще называют, собеседование, будет оцениваться как «зачет» или «незачет» и станет допуском к итоговым испытаниям после 9‑го класса. О том, как будет проходить новый экзамен, из первых рук узнал «МК».
В этом году устную часть ОГЭ по русскому языку будут сдавать более 800 тыс., или 80% выпускников 9‑х классов по всей стране, сообщила директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова. Однако, несмотря на невиданную прежде массовость, новшество официально решено считать апробацией. А потому в ФИПИ настойчиво рекомендуют школам не учитывать его результаты, какими бы они ни были: «В этом году нам гораздо важнее не оценивать, а провести масштабную апробацию», — подчеркнула она «МК».
Но уже с 2019 года предполагается, что собеседование по русскому прочно войдет в школьный быт девятиклассников и с оценкой «зачет» станет пропуском к ОГЭ‑9, а с «незачетом» — к мытарствам, связанным с пересдачей. Для получения зачета нужно будет набрать не менее 10 баллов из 19 возможных, уточняют в ФИПИ. И чтобы добыть их, каждому участнику придется выполнить четыре задания.
В отличие от остальных ЕГЭ и ОГЭ итоговое собеседование по русскому языку будет коротким — всего около минуты на подготовку и еще 15 минут на ответ. Его цель, как подчеркивают разработчики, — проверить навыки спонтанной речи учащихся. Так что никаких мучений с ответами вызубренных наизусть правил или склонений со спряжениями. Собеседование, как ему и положено, пройдет в форме беседы.
Первое задание — чтение вслух текста научно-публицистической направленности. Например, отрывка из биографии какого-нибудь известного россиянина: космонавта, писателя, ученого. Слушать ответ будут двое — экзаменатор-наблюдатель и экзаменатор-оценщик (одновременно, возможно, будет вестись запись, чтобы потом оценить объективность). А оцениваться будет не только гладкость и темп чтения, но и смысловые ударения — выделение голосом знаков препинания. Короче, должно быть видно, что человек понимает смысл того, что он читает.
Второе задание — пересказ текста с включением в ответ полученной в задании цитаты. Чем более осмысленным окажется увязка одного с другим, тем лучше. А еще лучше, если предварить цитату вводным предложением вроде: «как сказал...» или: «я согласен с мнением... что...». При этом цитаты, как обещают организаторы, будут интересными.
Третье задание — монолог, высказывание по определенной теме, которую из предложенного набора выберет сам учащийся. Форму ответа — описание или, скажем, рассуждение — также выбирает он сам. Причем дело облегчат прилагающиеся к заданию картинка или фото. Здесь проверяется умение донести до слушателя суть своих высказываний.
А вот четвертое задание — диалог: ответы учащегося на вопросы экзаменатора и проверка способности следовать за беседой, которую тот выстраивает. Тут оцениваются качество русского языка, используемого в ответах, правильность используемых форм, ударений и т.п.
В будущем апробация итогового собеседования в 9‑х классах пригодится для введения аналогичного испытания и в ЕГЭ по русскому для одиннадцатиклассников. Однако это произойдет нескоро: вначале, подчеркивают разработчики, надо проанализировать итоги ОГЭ‑9.
МЕЖДУ ТЕМ
Расписание ЕГЭ в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу не изменится, заверил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов: «Расписание изначально составлялось с учетом ЧМ. Русский и математику вообще сдадут до начала чемпионата. А остальные экзамены разведены по времени со спортивными мероприятиями: начало спортивных состязаний, как правило, в 15.00–18.00, а все экзамены начинаются в 10.00»