Гарантировать стопроцентную подлинность тех или иных предметов искусства сегодня не может никто, поскольку качество исполнения фальшивок нередко превосходит уровень экспертизы. Это приводит к многочисленным ошибкам и курьезным случаям: например, один и тот же "шедевр" выставляет сразу на двух аукционах, а картины великих мастеров продаются по смешной цене в несколько тысяч рублей.
«Подсолнухи», Винсент Ван Гог
Картина знаменитого голландца «Подсолнухи», проданная почти за $40 млн. на аукционе Christie's, оказалась подделкой по результатам экспертизы итальянских искусствоведов. В своих выводах эксперты опирались на переписку Ван Гога с Гогеном и другими знакомыми. Дело в том, что в период с 1888 по 1989 г. Ван Гог создал несколько вариантов этой картины (по последним данным — 10). После скрупулезного изучения писем ученые пришли к заключению, что среди вангоговских полотен этого варианта «Подсолнухов» нет.
Гоген несколько раз писал Ван Гогу, что ему очень нравятся его «Подсолнухи» и что он хотел бы созерцать их у себя в мастерской. Через какое-то время он уговорил мастера дать ему на время одну из картин якобы для наслаждения цветовой гаммой произведения. Вскоре картина была возвращена автору. Через год после смерти Ван Гога «всплыла» еще одна версия его «Подсолнухов», до этого никому не известная. В тот момент картина находилась у Клода-Эмиля Шаффенекера, друга Гогена. Если учесть, что Шаффенекер, как оказалось позднее, продавал подделки картин великого художника, то вырисовывается интересная ситуация. Эксперты предположили, что исследованный ими вариант «Подсолнухов» сделал с оригинала Гоген.
Cтоит отметить, что на самом деле владельцы «Подсолнухов», чьей бы кисти не принадлежала картина, практически ничего не потеряли, поскольку произведения Поля Гогена стоят не намного меньше.
«Одалиска», Борис Кустодиев
Верховный суд Великобритании рассматривает иск к всемирно известному аукционному дому Christie's, от которого требуют вернуть деньги за купленную в 2005 году на аукционе русского искусства картину художника Бориса Кустодиева «Одалиска», оказавшуюся подделкой.
Картина Бориса Кустодиева «Обнаженная в интерьере», фигурировавшая в каталогах под названием «Одалиска» и написанная в 1919 году, была продана 30 ноября 2005 года на аукционе русского искусства в Лондоне. Она ушла за рекордные для тех торгов $2,9 млн., более чем в семь раз превысив предварительную оценку.
О том, что картина Кустодиева является подделкой, стало известно в 2009 году. Полотно было опубликовано под первым номером в очередном томе выпускаемого под эгидой Росохранкультуры «Каталога подделок произведений живописи». Факт мошенничества был подтвержден тремя авторитетными российскими экспертизами, сделанными специалистами Научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи, причем первое из отрицательных заключений было сделано еще в 2006 году.
Официальный же комментарий Christie's звучит так: «Мы осведомлены о том, какие заключения были подготовлены для покупателя картины. Мы очень серьезно относимся ко всем предположениям касательно подлинности той или иной работы, проданной на наших торгах, и очень тщательно проверяем их. Сейчас, после того как картина была нам возвращена, мы проводим все необходимые экспертизы, включая детальный анализ материалов и техники письма».
«Саломея с головой Иоанна Крестителя», Тициан
Знаменитый аукционный дом Christie's ошибался не один раз. В 1993 году специалисты приписали это полотно «школе Тициана» и оценили его в 8–12 тысяч фунтов стерлингов. Работа была продана по нижнему эстимейту. Позже картина была признана подлинником самого великого мастера и выставлена на аукцион Sotheby’s с эстимейтом 4-6 миллионов долларов.
Диксон и Пристли, приходящиеся друг другу братом и сестрой, обнаружили картину в родительском доме 20 лет назад. Когда они обратились в Christie's, эксперт из отдела живописи старых мастеров предположил, что работа может быть оригиналом Тициана, но точнее сказать не смог, так как полотно находилось в очень плохом состоянии. По утверждению истцов, специалист обещал, что аукционный дом продолжит расследование, но основательная чистка полотна, без которой невозможно было установить авторство, так и не была произведена. Брат и сестра обвинили Christie's в пренебрежении своими обязанностями.
В 2001 году картину приобрел миланский коллекционер Луиджи Келликер, который заявил, что она является утерянным шедевром Тициана. По его словам, работа даже входила в коллекцию короля Карла I. С тех пор полотно участвовало в нескольких международных выставках живописи Тициана, а в 2009 году оно появилось на торгах Sotheby’s. Согласно каталогу аукциона, картина была создана в 1570-х годах. Специалисты написали, что она представляет собой великолепный образец позднего творчества художника. Однако покупать картину никто не захотел.
«Любовь Попова», Валерий Дудаков
Иногда кажется, что настоящие знатоки и ценители искусства просто-таки ждут, чтобы их обманули. Пример тому — работа художника-графика и известного эксперта Валерия Дудакова.
Лет 30 назад этот мастер написал абстрактную композицию а-ля Любовь Попова. Не для корысти написал и не ради мистификации, а элементарно в подарок приятелю. Спустя лет пять ему же, Валерию Дудакову, принесли для экспертизы и оценки «подлинную Попову». Возмутившись до глубины души, автор раскрыл клиенту глаза на действительное положение вещей. Тот начал возмущаться, обещая стереть в порошок продавца.
Эксперт, рассказав друзьям о произошедшем с ним анекдоте, вскоре забыл о нем и думать. Однако история на этом не закончилась. В апреле 1989-го на аукционе Сотбис была выставлена «Композиция» со стартовой ценой $22,5 тыс. Узнав в ней свое творение, Дудаков бросился к аукционистам, чтобы назвать им имя настоящего автора работы. Но убедительные аргументы не произвели на служащих Sotheby’s ни малейшего впечатления. «Попова» ушла с молотка за $30 тыс.
«Рельеф »R 69-32», Ян Шонховен
Краденые произведения искусства, как правило, практически невозможно перепродать легальным путем — на аукционах, в галереях и т.д. Как правило, но не всегда. Порой даже такие авторитетные организации, как базу краденых произведений искусства Art Loss Register и аукционный дом Sotheby’s, можно обвести вокруг пальца. Так произошло в случае с работой нидерландского художника Яна Шонховена, похищенной из Музея ван Боммель ван Дам в городе Венло в марте этого года. Из музея при загадочных обстоятельствах пропали в общей сложности три работы Шонховена и одно произведение чешского художника Томаса Райлиха. Две работы Шонховена и произведение Райлиха были возвращены амстердамской полиции неким «Райаном Л.», а вот третьей работе Шонховена — рельефу «R 69-32» — суждено было попасть на аукцион Sotheby’s, где в ней не сразу распознали украденный музейный экспонат.
Квадратный белый рельеф «R 69-32», состоящий из ячеек и треугольных форм из папье-маше, был создан в 1969 году. В наследии Яна Шонховена, одного из наиболее известных нидерландских художников, очень много похожих работ из папье-маше, с трудом отличимых друг от друга. Похитители рельефа повернули работу другой стороной, а также слегка подкорректировали номер работы (переделали двойку в девятку, превратив «R 69-32» в «R 69-39»). После этого предложили произведение аукционному дому Sotheby’s как совсем другую работу, и рельеф был принят на реализацию. Специалисты из Art Loss Register предупредили аукционный дом, что эта работа похожа на ту, что была украдена из музея в Венло, однако и Sotheby’s, и ALR смутил другой номер на обороте. В результате рельеф Шонховена был все-таки пущен с молотка за 182,5 тысячи фунтов (285 тысяч долларов). Работу совместно приобрели амстердамская галерея Borzo и лондонская Mayor Gallery. Первым заподозрил неладное амстердамский эксперт по творчеству Шонховена Пол ван Росмален (Paul van Rosmalen): он понял, что номер работы был изменен. После этого сделка с работой Шонховена, естественно, была приостановлена. А тем временем коллекционер Тео Мандерс, которому до кражи принадлежал выставленный в музее Венло рельеф «R 69-32» и три другие работы, получил за них компенсацию от страховой компании в размере 1,1 миллиона евро.
Источник: Art Spb