Женщина, написавшая письмо, назвалась Светланой, но призналась, что имя изменено: она смертельно боится ухудшить и без того кошмарную жизнь своего сына-шестиклассника: «С моим ребенком может случиться беда, — пишет она. — Ведь он уже думал о самоубийстве». По той же причине мать не называет ни фамилии своего мальчика, ни номера московской школы, куда каждый день отправляет его как на Голгофу. Однако рассказанную ею историю нельзя читать спокойно.
Диагноз ЗПР (задержка психического развития) — далеко не конец света. Но для сына Светланы он оказался роковым. С 1-го класса он стал в школе мишенью для издевательств, причем не только со стороны одноклассников, но и учительницы, которая, как пишет Светлана, «высмеивала его перед одноклассниками и даже не давала сходить в туалет». Дошло до того, что из-за постоянного стресса в 3-м классе ему в голову приходили самые страшные мысли — с ужасом вспоминает мать.
Резко ухудшилось и морально-психологическое состояние. Оно и понятно: в атмосфере травли и ненависти и взрослому легко сломаться, а уж двенадцати-тринадцатилетке... Да и нынешняя программа 6-го класса на порядок сложнее прежних. В итоге, если вначале мама еще надеялась, что дополнительные занятия позволят ее мальчику обучаться, как и прежде, по общей школьной программе, то теперь стало ясно: надо принимать принципиальное решение и программу менять...
Еще лет пять назад для обучения особых детей в нашей стране имелись разные возможности: и спецшколы, и надомное обучение, и инклюзив. Однако последняя версия Закона «Об образовании» строго оговаривает возможность надомного обучения школьников наличием определенного медицинского диагноза. Когда его принимали, предполагалось, что ребят, «недотягивающих» до этой медицинской проблемы, будут учить вместе с остальными детьми, но по особой, адаптированной программе. Но что мы имеем сейчас? Систему спецшкол ужали до предела. Надомное обучение осталось лишь для некоторого строго ограниченного перечня заболеваний. Главная же ставка сделана на инклюзию — совместное обучение условно здоровых с условно больными детьми, но по разным программам, которые, как обещали власти, вводя эти правила, будет использовать каждый учитель.
«МК» в свое время писал о рисках, таящихся в этой схеме. И прежде всего о явной неготовности среднестатистического учителя одновременно работать с разными детьми. Но нас заверяли, что тревожиться не о чем. И вот результат:
Помочь и в самом деле очень хочется: сердце разрывается читать о том, как взрослые поступают с ребенком, и так оказавшимся без вины виноватым. Но что посоветовать?
Прежняя система спецшкол «оптимизирована», прости господи, вконец. А в департаменте образования «МК» подтвердили, что сейчас и впрямь «основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации». Выходит, единственный выход, к которому в сложившихся условиях буквально подталкивают тысячи родителей — купить нужную медсправку для надомного обучения. Неужели, принимая этот закон, депутаты не проверяли его на коррупциогенность? Или так и было задумано с самого начала?
И еще. Светлана! Если ваша с сыном жизнь повернется так, что вам будет нечего терять, сообщите нам свою фамилию и номер школы. Тогда мы попытаемся решить хотя бы вашу проблему, и при этом, заручившись поддержкой департамента образования, постараемся не дать в обиду вашего мальчика.
Автор: Марина Лемуткина