1 июня мы все отмечаем День защиты детей. Зададимся вопросом: от чего мы сегодня должны их защищать? На самом деле — от очень многого. Вокруг достаточно серьезных угроз и вызовов, которые окружают современного ребенка.
К примеру, наши папы и мамы спокойно отпускали нас играть во дворы. Сегодня двор таит множество опасностей: от нападения маньяка до наезда лихача-автомобилиста. Что делать? Держать детей у экрана компьютера, после чего удивляться тому, что наши сети (Интернета) притащили мертвеца?
Подростковая агрессия нарастает. Только что в школах прогремел праздник Последнего звонка. В одной из школ выпускник ударил ножом в шею одноклассницу. Событие попало в СМИ. Представляю, какой ужас испытали выпускники этой школы. Праздник для них оказался отравлен. Спустя годы только это они и будут вспоминать.
Разумеется, причин возрастания подростковой агрессии предостаточно — в том числе отсутствие ранней диагностики и своевременного лечения психоневрологических заболеваний, которые доминируют в детской и подростковой среде. Кроме того, это невротизм самих взрослых, передающийся детям. Ведь сегодня многие взрослые явно заблудились в трех мировоззренческих соснах.
Вот эти три сосны:
— ностальгия об утраченном рае, которым представляется СССР;
— шок от неизвестного будущего;
— паника от разнонаправленной пропаганды «наших» и «не наших».
Страх, подозрительность, агрессия буквально растворены в социально-психологической атмосфере общества. Отсюда следует: нам всем, взрослым, необходима сдержанность.
Но есть еще одна, чисто педагогическая реальность, о которой следует всегда помнить. У психологов и педагогов существует понятие «эмоциональный интеллект». Дело в том, что не все в мире познается мозгом; многие сущностные вещи постигаются сердцем. Не случайно существует выражение «память сердца».
По сути, речь идет о развитии эмпатии, или, говоря проще, эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — это человеческая способность очень правильно и чутко ощущать ситуацию, понимать желания окружающих, быть устойчивым к стрессу и влиянию негативных эмоций. Не зря наш великий поэт сказал: «Учитесь властвовать собою».
Помимо прочего, умение человека воспринимать и владеть собственными эмоциями влияет на способность работать в коллективе и улавливать настроение коллег. Человек может развивать свой эмоциональный интеллект на протяжении всей жизни.
Взрослые же, как правило, уповают на развитие умственного интеллекта у детей и гоняются за их высоким IQ. Между тем душевная тупость изощренных интеллектуалов — смертельно опасное заболевание. Сохранить нравственный компас, без которого теряется способность отличать добро от зла, — это, на мой взгляд, приоритетная задача сегодняшнего дня. В том числе и задача охранительная. Ее решение требует поддержания в себе и в детях Веселья Духа.
У Юнны Мориц есть замечательные стихи:
Когда веселье льется в уши,
Тогда веселье входит в души,
Как виноградное вино.
И в промежутке все забыто:
Короткий век. Угрюмство быта
И все трагичное смешно.
Да, окружающая действительность нас порой удручает, но это не повод вешать нос и посыпать голову пеплом. Напомню, что в христианстве самый страшный грех — это грех уныния. Убежден, что каждое событие, каждый этап школьной жизни должны быть окрашены легким дыханием, неотделимым от мягкой иронии.
Когда до сдачи ЕГЭ остаются считаные дни, успокаивать главным образом приходится не выпускников, а взрослых, что нашло свое отражение в первом же номере капустника на «Последнем звонке».
На мелодию известной песни «И снится нам не рокот космодрома…» (все-таки в этом году юбилей запуска первой в мире женщины — космонавта В. Терешковой) выпускники поют своим мамам и бабушкам:
Жара как на экваторе,
жара как на экваторе,
В тревоге пребывает вся страна.
В волнении все матери,
в волнении все матери,
Сдаем мы все ЕГЭ, а жизнь одна.
А школа тем не менее,
а школа тем не менее
Нам ближе, но все дни в ней сочтены.
И как в часы затмения,
и как в часы затмения
Ждем света и о школе видим сны.
Припев:
И от ЕГЭ никто не ждет облома,
Для нас экзамен этот — чепуха.
И сниться будет нам родная школа,
Любимая, веселая всегда.
Не секрет, что накануне экзаменов подростков больше всего накручивают родители. «Не сдашь ЕГЭ — пойдешь работать дворником!» — подобные высказывания не редкость. Между тем именно они невротизируют выпускников накануне ответственного события в их жизни.
Какая позиция является в это время единственно верной? Всегда быть на стороне ребенка. Что касается текста родителя, сопровождающего эту позицию, то он прост, проще не бывает: «Я тебя люблю и буду любить вне зависимости от результатов ЕГЭ. Впереди яркая, красивая жизнь, а любые трудности мы преодолеем, коль скоро будем вместе».
Как хотите, но я не могу представить себе, чтобы в такой атмосфере кто-либо испытывал ненависть и тем более бросился с ножом на товарища. Как известно, на любовь чаще всего отвечают любовью.
Евгений Ямбург