16 ноября скончалась Светлана Светличная. 15 мая ей исполнилось бы 85 лет. Возраста она не замечала. До последнего времени, пока еще выходила в свет и приезжала на фестивали, носила мини и роскошные шляпы. Имела стройную фигуру.
В день одного из последних своих юбилеев, словно сбежала от возраста в Пензу. Где жил ее младший брат, тоже рожденный 15 мая. От юбилейного вечера категорически отказалась. Множить старость она не хотела. А 80-летие уже встретила дома. Силы постепенно покидали.
Не раз приходилось слышать, как она со сцены, вопреки годам, гордо произносила: «Да, я - уходящая натура, но люблю ходить в шортах и хулиганить». Она говорила, что и в ее годы можно влюбляться. И она действительно привлекала мужчин.
Несколько лет назад она приехала в Калининград на кинофестиваль молодых «Короче», где ее встречали как богиню. Тогда она представляла свою раннюю работу в четырехминутной «Папироснице» Суламбека Мамилова 1969 года. Он сыграл Казбича в «Герое нашего времени» Станислава Ростоцкого, а это очень важная для Светличной картина. Там она сыграла дикую девчонку из Тамани, а ее муж, красавец Владимир Ивашов - Печорина.
В «Папироснице»она сыграла прелестную разносчицу папирос. Ее героиня носила шляпку, на которой было написано «Моссельпром. А вышла «Папиросница» только через год после «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая, благодаря которой она проснулась едва ли не эротической звездой.
Как рассказала Светлана Светличная в нашем интервью на берегу Куршской косы. Она шла вдоль моря, подняв юбку, так что проходившие мимо люди засматривались на ее стройные ноги, «Попиросница» пролежала у режиссера целую вечность дома. Только к 50-летию Светличной он ей подарил копию фильма.
Светличная детство провела в бесконечных переездах по стране. А родилась в Армении. Ее отец был военным. Несколько лет она провела в Советске Калининградской области, там ходила в школу.
В день открытия «Короче» все гости отправились в Кафедральный собор на органный концерт, и там звучала музыка Микаэла Таривердиева, написанная к «Семнадцати мгновениям весны». Светличная сыграла в этом фильме Габи Набель, которая привлекла внимание Штирлица.
Ее последнее появление на экране тоже связано с этой картиной. В 2013-м вышел фильме о последнем дубле легендарной ленты Татьяны Лиозновой, о том, как она рождалась.
А последняя роль в большом кино – старая Нина в «Девушке и смерти» голландского гения Йоса Стеллинга, Достойное завершение карьеры. Светличная сыграла героиню Ренаты Литвиновой, которая была старше на 50 лет. Светличная была неузнаваема. Старая Нина должна была передать томик Пушкина уже пожилому возлюбленному одной девушки, которая ушла в иной мир.
Светличную Йос Стеллинг приметил в фильме «Богиня: Как я полюбила» Литвиновой и пригласил в свою картину. В интервью «МК» Стеллинг сказал: «Светлана - сильная женщина. Посмотрите на ее лицо. Там все читается. И меня это привлекло в ней. Человек в 40 лет больше боится смерти, чем в 70, потому что многие из твоих близких уже покинули этот мир».
Но вот настал день встречи. Перед Стеллингом предстала моложавая Светлана Светличная в своей фирменной шляпке. На 80 лет она явно не тянула. Классик слегка растерялся. Потом версию их первой встречи изложила Светличная: «Стеллинг, увидев меня, засомневался, но короткая юбка придает мне задора. Я еще на многое способна. Просто режиссеры ничего не предлагают».
Светличная всегда напоминала русалку. Достаточно вспомнить фильм Михаила Калика «Любить» 1968 года. Какой там у нее взгляд! Картина была изуродована цензурой. Калик уехал Израиль, где сделал авторскую версию фильма. Именно У Калика Светличная дебютировала в «Колыбельной».
Светлана Хохрякова