Плюсовая температура — хорошо, когда в городе сухо. Когда до этого (и прямо в процессе) падает обильный снег, «плюс» имеет очень ощутимые минусы. Подтопления, огромные лужи, местами гололедица — вода обнажила все слабые места московской инфраструктуры. В том числе — строительные огрехи в новостройках, недостаточно производительную ливневку и даже пробивающую на «массу» электропроводку. Есть простор для работы над ошибками!
Вот это и называется «дружная и ранняя весна»: за один день от -10 с лишним градусов температура поднялась до 1–5 выше нуля. Где были пешеходные дорожки, окруженные сугробами, — теперь ручьи, хоть кораблики пускай (только слишком грязно). Лужи иногда достигают полуметровой глубины, а все, что может протекать, обязательно протекает. Вплоть до станций метро: «Маяковская», «Печатники» и некоторые другие, по сообщениям очевидцев, изрядно подтапливались. Правда, как сообщили в пресс-службе подземки, на работу метро это никак не повлияло, все в рамках приличия.
Кроме метро, «подмыло» и некоторые новостройки, в том числе жилые. Особенно досталось подземным паркингам: в ряде многоэтажек там получилось настоящее наводнение, как в жилом комплексе на Сухонской улице. «Это просто ужас, выйти на улицу невозможно, — сообщил очевидец залития паркинга. — Отовсюду, изо всех дыр льется. Такое ощущение, что сейчас на нас потолок обвалится». Андрей П., житель дома, рассказал «МК», что это не первая протечка в этом доме, и, вероятно, причина подтоплений — неважное качество строительства. Управляющая компания никаких шагов не предпринимает, отметил житель.
Если во время «медленной» оттепели опасными становятся скатные крыши (с них может скатываться большая масса снега), то «быстрая» оттепель проявляет все недостатки плоских кровель: вода дырочку найдет, чуть что — «лови» влагу на потолках последнего этажа…
Есть последствия и посерьезнее: так, в условиях сверхвлажности кое-где не выдерживает изоляция электропроводки. И лужи становятся опасными для жизни тех, кто туда заходит. «На тротуаре вблизи жилого дома, расположенного по ул. Смольная, несовершеннолетний подросток потерял сознание, — отмечают в пресс-службе Главного следственного управления СК РФ по Москве. — Прохожие незамедлительно вызвали «скорую помощь», и мальчик был госпитализирован в медицинское учреждение. В больнице у подростка предварительно диагностирована электротравма». Что именно замкнуло на «массу» — провод освещения, контактную сеть или еще что-то — пока непонятно, но новая опасность налицо. Раньше подобными «спецэффектами» в Москве отличались троллейбусы, бившие током входящих в мокрую погоду, — сейчас троллейбусов нет, но от этого, как выяснилось, не легче.
Наконец, синоптики по-прежнему прогнозируют сильную гололедицу на улицах столицы. «Нужно различать гололед и гололедицу, это похожие слова, но разные природные явления, — отметила главный специалист Гидрометцентра России Марина Макарова. — Гололед — это ледяная корка, образующаяся и на горизонтальных, и на вертикальных поверхностях. На так называемых гололедных станках, которые имеются на метеостанциях, гололед измеряют при помощи тарированной тонкой проволоки, на которой намерзает ледяная корка. Если ее диаметр 20 мм и более, такой гололед считается опасным погодным явлением, и мы выдаем штормовое предупреждение. Гололед грозит большими неприятностями городской инфраструктуре: проводам, деревьям, конструкциям, технике…
Гололедица — то, что будет наблюдаться в ближайшие дни, — не столь опасное явление, поскольку это всего лишь замерзшие осадки, превратившиеся в ледяную корку на горизонтальных поверхностях. Но сильная гололедица также опасна: при резком наступлении холода может образоваться ледяная корка, уменьшающая коэффициент сцепления на дороге до 0,3–0,4. Эти цифры означают, что невозможно передвигаться, дороги как стекло. Такое уже бывало, например, в 2010 году».
Что можно сделать с этим кругом проблем? Во-первых, стоит вопрос о модернизации ливневки. «Ливневая канализация — настолько дорогая в проектировании и строительстве система, что ее практически нигде и никогда не делают с запасом, в расчете на самые-самые пиковые значения, — рассказали «МК» в одном из головных институтов Москвы по проектированию подземных сооружений. — Как правило, увеличение мощности ливневки планируется тогда, когда подтопления в этом месте случаются регулярно. Скажем, коллектор Неглинки, являющийся ключевой ветвью городской ливневки, расширяли несколько раз, столкнувшись с постоянными, почти ежегодными подтоплениями. После единичного случая никто бы и не подумал проводить столь масштабные работы».
По словам источника «МК», не везде ливневку можно модернизировать: так, в «проколах» под железными дорогами вода скапливается во время любых дождей и в половодье, просто потому что это низины, и ливневка в таких местах будет эффективной лишь при ее оборудовании выкачными насосами. В современных транспортных тоннелях такие насосы порой ставятся, но такой апгрейд может быть произведен только в процессе реконструкции.
Во-вторых, хотя полностью уберечься от протечек затруднительно, их необходимо максимально оперативно устранять, а пока влажности нет — проводить профилактику. «Это проводится весной, летом, осенью, но зимой по понятным причинам профилактировать кровли невозможно, — рассказал «МК» источник в ГБУ «Жилищник» одного из районов СЗАО. — Единственный способ, чтобы текло меньше, — перекрывать кровли более дорогими материалами и вместо сбивания снега вручную установить подогрев. Но это гигантские деньги — без какой-нибудь федеральной или городской программы районы это не осилят».
Пока что на оперативное «разгребание» ливневки бросили порядка 300 бригад и около 270 единиц спецтехники, сообщили в Департаменте ЖКХ Москвы. Это достаточно много, но подтопления продолжительностью до нескольких часов все равно случаются.
Через некоторое время коммунальщиков и всех нас ждет новое испытание: «каток» на дорогах, который продлится еще несколько дней.
Антон Размахнин