Недавно познакомилась с итогами проводимого Департаментом образования в столице конкурса молодых преподавателей. Самое главное — отрадное впечатление произвёл на меня тот факт, что количество молодых преподавателей растёт в общем числе учительского сословия Москвы. Это радует. Ученику всегда ближе тот, кто не так отдалён от него дистанцией возраста. А значит, и сам процесс обучения и воспитания может становиться всё более искренним и доверительным, лишённым назидательности и формализма. У преподавателя, который ненамного старше учеников, воспитанник быстрее всего может позаимствовать многое: и тональность разговора, и манеру одеваться, и пристрастия.
Неслучайно ведь, что так называемая улица с её влиянием на души ребят давно уже стала главным оппонентом школьного воспитания. Учиться и поступать, на старших глядя, точнее, подражать тем, кто на самую малость взрослее тебя, — это реальность, которую отрицать трудно.
Поэтому омоложение учительского корпуса можно только приветствовать. Но, представляется, при одном непременном условии. Очень важно, чтобы молодой учитель, приходящий сегодня в школу, осознавал жизненную потребность для себя освоить сокровищницу культуры учительства, накопленную за многие-многие годы лучшими из лучших педагогов и воспитателей, которыми всегда была так богата столичная система образования. Достаточно назвать имя недавно ушедшего от нас почётного гражданина Москвы Мильграма Леонида Исидоровича, который был символом и бережным хранителем славных традиций московского образования.
Не хочу быть понятой так, что подвергаю сомнению образовательную подготовленность молодых специалистов. Нет и ещё раз нет. Речь идёт о тонкостях учительского искусства, его незыблемых принципах, растерять которые было бы непозволительной роскошью.
Во все времена в российском образовании особая роль отводилась учителю. Тесное переплетение понятий обучения и воспитания обусловило то высокое положение, которое он занимает в этом процессе. Это не просто учитель, человек, передающий знания и навыки, занимающийся развитием ума своих подопечных, но и духовный наставник, воспитывающий душу и сердце. Хороший учитель — залог успеха обучения. Это положение справедливо для любой страны, а вот содержание понятия «хороший» в России получило своё, особое наполнение. Не глубина познаний и даже не педагогические способности учителя выходят здесь на первое место, а нравственные качества.
У нас в стране всегда была приоритетной воспитательная функция учителя: вырастить достойного гражданина и патриота, передать учащемуся не просто знания и навыки, а определённые духовные принципы.
Чтобы прояснить суть волнующей меня проблемы, хочу привлечь внимание к нескольким поучительным наставлениям, которые выработал для себя Лев Николаевич Толстой, когда готовился стать приходским учителем яснополянских крестьянских ребят, разрабатывал свою азбуку, создавал десятки народных школ в Тульской губернии. «Если учитель имеет только любовь к делу, — утверждал Лев Николаевич, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель». В письмах писателя передаются те ощущения, которые переживал он, вступая в общение со своими юными воспитанниками. Лев Николаевич признаётся, что «полюбил эти тысячи ребятишек». И так говорит о тех целях, которые подвигали его на учительское поприще: «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Филаретов, Ломоносовых. А%u202Fони кишат в каждой школе».
Современник Л.Н. Толстого, с которым писатель вёл переписку, легендарная личность культурной жизни России второй половины XIX столетия Сергей Александрович Рачинский, оставивший кафедру в Московском университете ради школы в своём селе Татево Вельского уезда Смоленской губернии, воспитал из своих учеников сорок народных учителей. Писатель Василий Розанов как-то заметил, что школа Рачинского стала рассадником школ, так сказать, материнскою школою, от которой всё новые и новые пчёлки отлетают в сторону и на новом месте творят дело и веру старого Татева. А эти вера и дело заключались в том, что русские педагоги-подвижники смотрели на учительство как на святую миссию, на великое служение благородным целям подъёма духовности в народе.
Рачинский, когда обнаруживал среди некоторых из своих учеников незаурядную тягу, к примеру, к живописи, стремился всеми доступными ему средствами развивать их дарование, посылал на дальнейшую учёбу, по-отечески заботился о развитии талантов. Достаточно вспомнить, что художник-передвижник Н.П. Богданов-Бельский, посвятивший своё творчество воспеванию русской народной школы, был одним из учеников Рачинского.
Прогрессивное русское учительство решительно выступало против старой и изжившей себя системы школьного образования с зубрёжкой, розгами и т.п. Воспитывать творческую личность, поддерживать ростки проявляющихся способностей ученика, прививать ему вкус к самостоятельной работе над собственным развитием — вот главное, что занимало их. Чутко наблюдая за процессом становления характера юного человека, они старались собственным примером утверждать привлекательность достойных черт поведения, звали к принципиальности в отстаивании всего справедливого, честного, порядочного, пресекали малейшие попытки скатиться на лёгкий, но бесперспективный путь прожигания жизни, бездумного времяпрепровождения.
Убеждена, что многое, о чём говорится, молодые педагоги смогут почерпнуть из опыта своих старших коллег, с которыми их свела судьба в школе. Годы, проведённые в ежедневном диалоге со своими юными воспитанниками, позволили нашим заслуженным ветеранам проникнуть во все тайны учительской профессии, что даёт им возможность почти интуитивно выбирать наиболее приемлемый метод для разрешения той или иной возникшей ситуации в классе. Опираться на их поддержку, перенимать всё ценное из практики своих умудрённых многолетним опытом коллег — залог быстрейшего освоения подлинной культуры современного молодого учительства.
Богатейшие библиотечные собрания столицы открывают перед молодыми учителями безбрежные возможности для изучения истории педагогической мысли в России, обогащения знанием жизни и деятельности лучших русских педагогов. Справедливо говорят: обучать — это учиться дважды. Запомнилось высказывание мудреца древности Конфуция. Тот, кто, обращаясь к минувшему, говорил он, способен открывать для себя что-то новое, заслуживает быть учителем. Заходя в класс под испытующим взглядом десятков глаз, учитель обязан вносить в сердца и души своих подопечных что-то новое, ранее им неведомое. А значит, и сам должен постоянно пополнять багаж своих знаний.
Образование в России сегодня находится на перепутье. Очевидно, что глубокие перемены, произошедшие в стране за последние годы, требуют новых методов обучения. Существует большое количество вариантов, по которым образование может развиваться в дальнейшем. Кто предлагает западный путь развития, кто настойчиво цепляется за старые формы, боясь любых изменений. Не стоит бояться ни старого, ни нового, надо только твёрдо помнить, что на протяжении многих веков в России складывались свои способы и традиции передачи знаний и нам есть чем гордиться в этой области.
Сохранение и поддержание традиций отнюдь не предполагает отказа от взаимодействия с другими образовательными системами. Россия нередко заимствовала лучшие достижения европейского образования.
Главное, чтобы такого рода заимствования не противоречили основным принципам российского образования, были хорошо продуманы и проработаны для того, чтобы российская система образования, сохраняя свою основу, неуклонно развивалась и двигалась вперёд.
Сегодня в системе отечественного образования происходит немало изменений. И среди них — ротация педагогических кадров. В школу приходят учителя, которым предстоит воспитывать поколение, которое возьмёт в свои руки судьбу нашей страны в XXI веке. Ответственнейшая миссия! Чтобы успешно справиться с этой судьбоносной задачей, молодым педагогам важно с первых дней школьного служения вооружаться высокой культурой и примером отечественного учительства и прежних эпох и дней сегодняшних.
Людмила ШВЕЦОВА, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по социальной политике