В России недавно сменился министр образования, и нынешний День учителя первый, который школы встречают с вновь обозначенными направлениями деятельности. Многие новшества Ольги Васильевой меняют образовательный процесс в школах самым коренным образом, и, похоже, это только начало. Готова ли школа к переменам, как воспринимают учительские коллективы инициативы нового министра образования, успеют ли школяры приспособиться к нововведениям и не попасть в очередной раз под каток реформ, как было уже не раз? На эти вопросы отвечает Павел Комзолов — директор гимназии 1512, которая хотя и является обычным учебным заведением без конкурсного поступления и находится в так называемом спальном районе Москвы, но конкурирует при этом по своим показателям с лучшими школами столицы.
— Павел Вячеславович, какое образование должно быть сегодня у человека, чтобы его могли поставить на должность директора школы?
— Руководитель образовательной организации должен иметь по требованиям ЕКС образование «государственное муниципальное управление» либо «менеджмент». Лично я окончил магистратуру Финансового университета при правительстве РФ по направлению «образовательный менеджмент».
— То есть сегодня происходит некий слом традиций, раньше директором часто становился наиболее выдающийся педагог, а теперь функционер? Это как-то сказывается на деятельности школы?
— Я не могу сказать, что сейчас какой-то слом произошел и пришли функционеры. У меня два педагогических образования, я по образованию учитель истории и учитель английского языка, просто необходимо помнить, что сегодня другие предъявляются требования к деятельности школы, которая стала по сути своей самостоятельной организацией, ей уже не нужны какие-то помощники. Мы взаимодействуем с подрядными организациями, проводим совместно с другими образовательными организациями закупки, торги, поэтому, чтобы всем этим управлять, требуется помимо педагогического еще и специальное образование. И я считаю, это совершенно правильно и справедливо. Сегодня руководитель школы не только обеспечивает качественный образовательный процесс, но и отвечает за ее эффективную финансовую и хозяйственную деятельность.
— В последнее время все чаще заходит речь о возвращении к советским основам, например, новый министр российского образования ставит задачу скорректировать такое понятие, как «образовательные услуги», потому что «педагог — это служение, призвание, это не услуга», сделать упор на воспитательную работу.
— На самом деле школьный образовательный процесс предполагает и обучение, и воспитание. От воспитательных функций школы не отказывались, во всяком случае московские. Даже на смене эпох, когда не было еще никакой определенной идеологии, школа все равно занималась вопросами воспитания.
— Еще одно нововведение — изъятие из ЕГЭ тестовой части, затем добавится устная часть по русскому языку, следом обязательным станет ЕГЭ по английскому. Вроде только ученики приспособились к сложившейся системе, как снова пертурбации. Школы не трясет от таких изменений? Успеют ли они перестроиться и подготовить своих учеников к новшествам всего лишь за какой-то год?
— Нас не сильно беспокоит такая смена подходов, мы и сами всегда ориентировались на это. Тестовая составляющая ЕГЭ, конечно, должна быть, какой-то объем знаний вполне реально проверить по этой технологии, но есть вещи, которые тестами не измеряются, поэтому введение устной части я воспринимаю позитивно. Я сам преподаватель английского языка и знаю, что без говорения английский язык, как и любой другой, не может существовать. Поэтому мы пропагандируем коммуникативную методику, показать просто результаты по аудированию или чтению, выполнив лишь тесты, явно недостаточно. Обучающийся должен уметь достаточно свободно говорить и в девятом классе на том или ином иностранном языке, а уж тем более в одиннадцатом. То же самое можно сказать и о других гуманитарных дисциплинах. И что по русскому вводят устную часть, это очень хорошо. Мы не натаскиваем в школах на ЕГЭ, мы должны обучить учащихся выполнению тестовых заданий, чтобы они обладали технологиями стратегии решения тестовых заданий, но вместе с тем мы также развиваем им речь устную, формируем критическое мышление. Например, в нашей школе существует клуб «Открытая трибуна». Мы часто встречаемся с ребятами, чтобы обсудить насущные проблемы политического, социально-экономического развития страны. И также активно развиваем технологию дебатов в учебном процессе, благодаря чему ребята учатся дискутировать, искать аргументы «за» и «против», поэтому мы от устной части экзамена никогда не отказывались. И я воспринимаю это новшество позитивно.
— Вы сказали, что не натаскиваете выпускников на ЕГЭ, но всем известно, какое ключевое значение для оценки деятельности школы, а значит, и всех последующих для нее благ имеет рейтинг, ее место в топе. А он зависит от результатов ЕГЭ. Получается, школы зажаты между необходимостью натаскивать детей на ЕГЭ и задачей формировать всесторонне развитого человека?
— Рейтинг школ не зациклен только на ЕГЭ, и с каждым годом вводятся новые показатели, которые позволяют отдельно взятой московской школе проявить себя в совершенно разных областях. В прошлом году это были показатели, связанные с развитием массового спорта. И это справедливо: если школа не может готовить к ЕГЭ так, чтобы все 100 процентов обучающихся сдавали три экзамена на 220 и более балов, то есть возможность развития детей, например, с точки зрения спорта. Есть так называемый социокультурный коэффициент, это участие в олимпиаде «Музеи, парки, усадьбы», в которой наша школа принимает самое непосредственное участие. Есть такой конкурс, как «Не прервется связь поколений», есть олимпиадное движение. Так что рейтинг не зацикливается на ЕГЭ — это во-первых. А во-вторых, мы даем нашим учащимся возможность усвоить технологию выполнения заданий итоговой аттестации, это происходит в ходе освоения программы. Просто помимо передачи знаний мы обязаны сформировать мировоззрение учащегося, развить критическое мышление, умение высказывать свою точку зрения, анализировать то, что он видит, слышит, читает в СМИ, в Интернете, сформировать ключевые компетенции, необходимые для жизни в обществе. Для этого требуется комплексный подход, предполагающий интеграцию основного и дополнительного образования. Так сегодня в Москве пользуются огромным спросом кружки научно-технической, инженерной направленности, медицинское и военно-патриотическое направление.
— Еще одна запомнившаяся фраза нового министра образования: «Зарплата педагога должна на 30 процентов состоять из стимулирующих надбавок». Что это означает на практике?
— В принципе, оно так и есть, у педагога должен быть гарантированный базовый оклад. В Москве есть рекомендации по установлению этих базовых окладов, у педагога он построен на понятии «ученикочас», то есть зависит от количества обучающихся. В том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. У воспитателя детских садов оклад зависит от такого показателя как «дето-дни», это количество воспитанников и дней посещения дошкольного отделения. Оклад составляет 70 процентов от заработной платы. Но вместе с тем мы же заинтересованы, чтобы наши педагоги работали результативно, значит, мы должны их стимулировать, для этого существуют стимулирующие фонды, то есть выплата премий по достижении определенных результатов. Как правило, это образовательные результаты. Поощряются, например, педагоги, которые имеют победителей, призеров олимпиад, высокие результаты прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации. Благодаря этой системе, а у нас она давно существует, столичные школы показывают хорошие результаты.
— Обратило на себя внимание обещание министра, что не будут сливаться вузы, и за этим многие начали ожидать, что упростят и идею сливания школ с другими школами, с детскими садами. Наверное, директор все-таки должен постоянно находиться на одном месте и руководить одним учреждением. Или вам масштабы не мешают?
— Нам это абсолютно не мешает, наоборот, наличие дошкольного образования обеспечивает преемственность образовательных программ: дошкольного, школьного, дополнительного уровня образования. Образовательные комплексы — это возможность без каких-либо дополнительных сложностей поступать из детского сада в первый класс просто на основании заявления родителей. А потом здесь существует и экономическая подоплека. Маленькая образовательная организация будет неэффективна с экономической точки зрения. В условиях образовательного комплекса, имея солидную материально-техническую и финансовую базу, мы можем эффективно обеспечить высокий уровень образования и высокую заработную плату. В свое время к гимназии в ходе реорганизации присоединилось образовательное учреждение с контингентом обучающихся в 220 человек. После присоединения мы смогли эффективно распорядиться общим фондом оплаты труда и существенно повысить заработную плату педагогов.
— Все, что вы сейчас рассказываете, звучит как очень благополучная картина школьного бытия, но ведь бывают дети из неблагополучных семей, с изъянами поведения, как обстоят дела с ними? Или они сегодня остаются за бортом таких учреждений, как гимназия, лицей, и вы просто с ними не сталкиваетесь?
— На самом деле сегодняшний Закон «Об образовании» не предполагает разделения на виды, как было раньше: школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии. Сегодня все изначально имеют равные возможности, и каждая московская школа должна работать с разными категориями обучающихся. В нашей школе отсутствует конкурсный отбор, мы имеем право учитывать результаты учеников только при формировании профильных классов. Так что могут быть и не совсем благополучные ребята с точки зрения поведения. Но когда они попадают в нормальную образовательную среду, в итоге становятся успешными в той или иной области.
— В последние дни, опять же с подачи министра образования, разгорелась дискуссия: должны учащиеся сами убирать школу или это все-таки лишний момент в воспитательно-образовательном процессе?
— Смотря что подразумевать под уборкой школы. Я считаю, что этим должны заниматься специалисты. Но то трудовое воспитание, которое было еще в советской школе, а я его застал, оно очень важно, и когда мы говорим о компетенции, приобретении определенных умений, то человек обязан уметь поддерживать свой быт: подмести, убраться, помыть посуду. Конечно, мы должны научить подобным вещам детей на уроках технологии, в том числе и приготовить, и убраться. Мне кажется, у нас есть хорошая традиция — проведение совместных субботников: когда тает снег, и мы все вместе, и родители, и учителя, и директор школы, вся администрация, выходим на территорию нашей школы и благоустраиваем ее. Меня до сих пор радуют цветы, которые мы посадили все вместе. Мы никого не принуждаем, ребят надо мотивировать, показывать, что это интересно. Совсем не обязательно заниматься тем, чем занимается клининговая компания, но оттереть парты, поднять брошенный, пусть даже не тобой, мусор — это вполне ребятам по силам. Главное приучить их не загрязнять окружающую среду, и это тоже наша обязанность.
— Вы очень молодой директор, в школе есть заслуженные педагоги, не происходит конфликта поколений?
— Никакого конфликта не может быть, если людям комфортно работать и их труд ценится. В школу приходят молодые учителя, и хорошо, что им есть у кого поучиться. Одним из главных достоинств нашей гимназии является преемственность поколений. В этом году мы отмечаем 35-летие гимназии, и сегодня я награждал наших маститых педагогов, подготовивших огромное количество призеров и победителей олимпиад, обеспечивающих высокие результаты государственной итоговой аттестации, и отметил , что все мы, в том числе и я, гордимся ими и равняемся на них
Татьяна Федоткина