Услышала по телевизору в интервью школьного учителя такую фразу: «Мы перешли в разряд прислуги!». Как же обидно это слышать! Такое впечатление, что не осталось уважения к педагогам.
От педагога словно ничего не зависит в наше время. Тех, кто не желает учиться, всё равно выпустят из школы с аттестатом. В документе будут стоять одни «тройки», хотя порой лентяй и этой оценки не заслуживает. Но школе надо избавиться от нерадивого ученика и выпустить его через девять-одиннадцать лет. А то, что у этого учащегося образование «девять коридоров», уже никому не важно. И какой из него потом получится специалист…
Оценки в школе сегодня вынуждены ставить по принципу «сколько надо, столько будет». И всякий раз получается в конце четверти «три». И что толку лодырю стараться? Он знает, что его из школы не отчислят, не оставят на второй год.
Школе невыгодно портить свой рейтинг плохими отметками. А если бы учеников была перспектива остаться на второй год, как раньше, двоечники бы задумались. А так получается:
Всё равно вы мне отметку поставите, Марья Ивановна!
Так учителя теряют уважение в глазах своих учеников и действительно примеряют на себя роль прислуги.
В разговорах родителей сейчас чаще слышишь не «учительница», а «училка». В этом есть пренебрежение. И как после этого воспитать уважение детей к педагогам?
В первом классе сейчас нет оценок. Может, это и хорошо. С одной стороны, меньше переживаний у ребёнка из-за плохой отметки. Но порой старания ученика попросту не замечают. Что выполнил, что не выполнил задание – всё одно.
Где мотивация к старанию и поощрение учащегося?
Пусть не оценочная система, но вознаграждения для тех, кто прилежно занимается, должны быть. А так школьник привыкает за год выполнять задания спустя рукава. И потом ему сложно уже перестроиться на то, что во втором классе его будут спрашивать о выполненном задании.
В нынешней системе образования получается так: если ученик сам не захочет получать знания, то и не выучится ничему. Аттестат получит, пусть и с «тройками». А если учитель не поставит нужной отметки, то его жизни и здоровью ещё могут и угрожать. Сейчас нередки случаи нападений на педагогов. Раньше такого не было.
Надо как-то менять систему образования. Чтобы нерадивые ученики хоть немного боялись и уважали учителей.
А то система обучения исчерпает саму себя и превратится в змею, укусившую себя за хвост.
Дарья Молчанова
Школьные копатели:
статус учителя низведён
до уровня метлы и лопаты