История с саратовскими учителями, которые якобы добровольно вышли на расчистку завалов снега, – это история не про скверную уборку городов и ратный гражданский подвиг. И не про нарушение трудовых прав. Для меня это очередной сюжет про наше школьное образование и статус учителя, низведённый до уровня метлы и лопаты.
Сразу после Нового года, если помните, сокрушать сугробы выводили петербургских педагогов – северную столицу нынче буквально накрыло снегом.
И тогда, и сейчас пресса и интернет недоумевали по поводу нового вида субботников, многие поспешили высказаться в защиту угнетённых учителей. В Саратове высокие чиновники, разделяя общественный гнев, даже нашли и покарали зачинателя – начальницу отдела образования районной администрации, по чьей инициативе педагоги де и фасовали снег в мусорные мешки. Взяли несчастную и уволили.
Ах, как неистребима в нас страсть к назначению стрелочника! Cписать всё на самодурство отдельной чиновницы куда проще, чем разглядеть за учителями, вооружёнными лопатами, факт более прискорбный и неопровержимый.
Выгнанные на раскопку сугробов педагоги – не частность, а свидетельство системного пренебрежения к ним со стороны государства.
Никто б такой идеи даже озвучить не посмел, если бы не изрядно истоптанный за последние годы учительский статус.
Расходный материал. Бюджетники. Безропотная масса, которой привыкли прикрывать любые дыры. Их гонят на субботники. Из них создают массовки для митингов и шествий, спуская по школам разнарядки на число участников. Ими цинично манкируют, произнося при этом пафосные речи о величии профессии. Теперь вот работу дворников доверили.
Это не сейчас началось. Мне, учительскому ребёнку, не забыть второй половины голодных 90-х, когда зарплату в школах не давали месяцами. Как и многие, мы выживали огородом и помощью бабушки. Учителя бастовали, прерывали учебный процесс, митинговали на площадях, чтобы добиться выплаты законных крох.
Помню, как перед самым Новым годом, 30 или 31 декабря, часть зарплаты в школе всё-таки погасили продуктами – мы с сестрой помогали маме нести домой «подарки»: по три-четыре килограмма гречки, сахара, муки и несколько банок консервов – пролетарской сайры, а не буржуйских шпрот. Волшебный новогодний стол от государства. Его не забыть.
Как и фразу, презренно брошенную тогда одним из руководителей местного департамента образования: «Вас в школе никто не держит. Хотите зарабатывать – идите мыть полы». Через годы её повторяли в разных интерпретациях многие российские начальники, вплоть до Дмитрия нашего Анатольевича.
И вправду, как связаны деньги и сеятели разумного, доброго, вечного?.. Только подлинному бессребренику место у школьной доски.
Так было и так есть, как бы усиленно в последние годы ни тянули зарплату российских учителей до средней по регионам и с каким бы чиновным напором об этом ни отчитывались. В самом порядке цифр зарплат педагогов – оценка их «значимости» для государства.
Может, и правду говорят, что, судя по зарплате учителей, наше правительство состоит из мстительных двоечников?
Вот приходит устраиваться в «ЭргоСоло» выпускник московского педагогического вуза. Рассказывает: полгода отработал в подмосковной школе. Предмет любит. С детьми ладит. Ведёт 26 часов при ставке 18 часов в неделю. Но бюрократия в школе неимоверная: отчёты, планы, проекты, а зарплата – 18 тысяч рублей, половину из которых проезжает (метро, автобус) и проедает в школьной столовой (на обед – только суп и гарнир). Как жить? В столичную школу, где средняя зарплата учителя перевалила якобы за 100 тысяч рублей, не попасть: очередь. Вот и настаивает родня: иди в полицию, будешь получать раза в три-четыре больше – и это на первом году службы.
Потребен этот молодой человек государству как учитель? Какой силы должна быть его любовь к профессии, чтобы держать в школьных стенах?
Не хотел про деньги, но без них никак. Их величиной государство измеряет стоимость (читай – ценность) работы учителя, врача, силовика, чиновника. Слишком уж несопоставимы эти мерки и с излишней откровенностью демонстрируют, на что делает ставку власть – на сохранение себя любимой и собственной безопасности, но никак не на государство, будущее которому обеспечивает именно сильное школьное образование, а не бряцанье танками и ракетами.
Но какая тут сила – из школы вот-вот уйдёт последнее самое массовое поколение подвижников – учителей-пенсионеров, которые всё стерпели и у школьной доски выстояли. Они получали высшее образование ещё в Советском Союзе. Среди них особенно много тех, кто шёл в профессию по призванию. Сейчас они дорабатывают в школе последние дни.
Кем их заменят?
Не слышу этого вопроса на уровне государства. Зато остро чувствую другое: что бы ни говорили лица, представляющие власть, на самом деле они искренне убеждены: «ничего такого», если учитель в рабочее время выходит расчищать снег.
А должно быть стыдно даже думать об этом.
Мне – стыдно.
Простите нас, учителя. Нам всем в обозримом будущем предстоит удостовериться, что униженные и оскорблённые, подгоняемые то транспарантом, то метлой, вы и держали на своих плечах полуразрушенную и полузаброшенную российскую школу.
Николай Черняев