Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Персональные компьютеры у нас дома

Первые компьютеры стали появляться в наших домах еще в конце 80-х годов (на Западе это произошло лет на десять раньше). Конечно, то были не профессиональные персональные компьютеры, которые использовались в организациях. Напомню, что стоимость подобного ПК тогда составляла от 20 (советское производство) до 100 (импортные) тысяч рублей, а очень приличная месячная зарплата — 500-1000 руб. (для сравнения: цена «Жигулей» в те времена — 15-20 тыс. руб). Поэтому для домашнего использования предлагался так называемый класс «бытовых компьютеров» (БК), стоимость которых была достаточно низкой (порядка 2 тыс. руб.) в основном за счет использования в качестве периферии обыкновенных бытовых приборов: телевизора в качестве монитора, магнитофона как внешнего запоминающего устройства и пр. По своим функциональным возможностям БК не могли даже сравниться с профессиональными ПК и годились только для самых простейших игр типа «Тетрис» в его самом примитивном варианте.

Однако уже в начале 90-х годов ПК стали появляться у нас дома. (Невзирая на наши исторически-социальные особенности, мы довольно четко повторяем западный путь компьютерного развития. При этом дистанция, к счастью, всё время сокращается.) Первая волна данного процесса была связана с использованием домашнего компьютера в производственных целях, в первую очередь программистами, мелкими предпринимателями, бухгалтерами, журналистами, переводчикам и пр. То есть у нас начал формироваться сегмент пользователей, уже давно известных на Западе как SoHo (Small Office, Home Office — малый офис, домашний офис).

Кроме благоприятной социальной обстановки — стремления к деловой активности — здесь стоит отметить еще два важных момента. Во-первых, стоимость ПК постоянно снижалась и стабилизировалась года два назад на отметке мировых цен, а уровень доходов населения (по крайней мере активной его части) постоянно возрастал. Во-вторых, класс первых домашних пользователей вырос в значительной степени из научно-компьютерной среды, поэтому у них не было особых проблем с освоением вычислительной техники.

Примерно в середине 90-х годов в нашей стране началась вторая, нарастающая волна покупок ПК для дома, но уже непрофессиональными пользователями с целью прежде всего развлечения и обучения. С одной стороны, это были представители достаточно обеспеченных классов, которые могли себе позволить купить «дорогую игрушку». А с другой, — компьютеры стали приобретать люди, которые понимали, что и им самим, и их детям «без ПК не прожить». Парадоксально, но факт — покупка зачастую объяснялась тем, что человек понимал важность освоения компьютерной грамоты, но не имел такой возможности на работе. Так или иначе, но даже те родители, для кого исходным стимулом покупки были их дети, в большинстве своем исходили из желания не столько решить проблемы досуга детей, сколько научить ребенка быть на «ты» с компьютером.

Безусловно, сегодня игры (в том числе и для взрослых) занимают лидирующее место среди домашнего применения компьютера, но они по своей популярности все больше уступают образовательным программам, содержащим элементы игры. И все больше появляется примеров, когда из развлекательно-обучающего домашний ПК становится профессиональным инструментом. В связи с этим интересно отметить, что в английском языке еще в 90-х годах назад появился новый термин — edutainment, который является соединением двух понятий: education (образование) и entertainment (развлечение).

Сегодня же, по-видимому, можно говорить о новой волне интереса к компьютерам со стороны домашних пользователей, которая обусловлена существенным расширением его функциональных возможностей. Например, ПК может стать хорошим подспорьем в ведении домашнего хозяйства, в частности для учета семейного бюджета.

Одновременно домашний компьютер все чаще используется более широким кругом людей для работы. Например, постоянно расширяется круг организаций, сотрудники которых работают дома (строго говоря, именно этот сектор называется SoHo). Выгоды здесь взаимные: экономия средств на помещении для работодателей, удобный режим работы для сотрудников, который способствует повышению производительности труда.

На примере Америки видно, что такая организация работы сначала применялась мелкими предприятиями (по данным министерства труда США в стране насчитывается более 4 млн. таких фирм), но постепенно ее начали все шире использовать и крупные корпорации, в некоторых из них режимом «телеработы» уже охвачены тысячи человек. Еще в середине 90-х я сам был свидетелем эпизода в Лаборатории имени Лоуренса в Беркли, когда за несколько минут был решен вопрос с сотрудницей, которая сменила местожительство (ее новый дом находился в 100 милях от Беркли) и не могла продолжать работу в Лаборатории. Дома ей установили компьютер с модемом и вопрос был исчерпан.

Домашний ПК с точки зрения компьютерного бизнеса

Хотя частные лица покупали ПК и раньше, но «домашние компьютеры» стали самостоятельной темой для отечественного бизнеса примерно в середине 90-х. По оценкам исследовательской фирмы Dataquest, уже в 1994 г. около 40% семей в США и 15% семей в Западной Европе имели дома компьютеры, а к 2010 году эти цифры приближаются к 100 процентам.

Разумеется, по уровню домашней компьютеризации (впрочем, как и по уровню производственной) мы прилично отстаём от западных стран. Например, по некоторым оценкам в настоящее время в России находится в эксплуатации 25-30 млн. домашних ПК (причём на долю москвичей приходится около 50%). Это означает, что на 1000 россиян приходится лишь шесть домашних компьютеров, в то время как в Европе и США эта величина составляет 200-300.

Тем не менее, вес сектора домашних ПК в отечественном бизнесе с каждым годом становится всё более существенным. Любопытно отметить ещё один момент: покупаемые частными лицами компьютеры в среднем более мощные и, соответственно, более дорогие, чем ПК, приобретаемые для организаций. Это и понятно — домашний компьютер должен иметь многофункциональное назначение: решение деловых задач, игры для детей и взрослых, телекоммуникации с внешним миром и пр. Многие дополнительные компоненты современного компьютера для предприятий просто не нужны (например, отдельные звуковые карты, видеокарты, устройства для декодирования HD-видео и так далее). Более того, домашние компьютеры, как правило, обычно превосходят производственные не только по числу компонент, но и по их качеству (более мощные процессоры, увеличенный объем памяти, качество монитора, видеоадаптера и пр.).

Последние 10-15 лет мы наблюдаем рост использования ПК в качестве мощного средства внешних контактов через телекоммуникации. Конечно же, речь идёт о доступе к огромным информационным ресурсам Интернета. Например, если ранее «телеработа» подразумевала объединение рабочего коллектива на местном уровне, то уже достаточно давно обычным явлением стала совместная работа над проектами (особенно широко это применяется в научных исследованиях, поддерживаемых различными международными фондами), в которых задействованы эксперты, живущие в различных уголках мира. При этом возникает фантастический эффект, когда земной шар вдруг сжимается до размера здания: вы можете общаться со своими коллегами из Калифорнии так же просто, как и с сослуживцами, которые сидят в соседней комнате на том же этаже.

Возможности Интернета уже много лет широко используются и для решения домашних проблем. Например, с его помощью можно, не выходя из дома, не только познакомиться с прейскурантами и заказать нужные товары, но и визуально посмотреть на продукты, получить любую справочную информацию о них, а в случае необходимости проконсультироваться у продавцов. И это уже давно не из области рассказов о заокеанской жизни...

Ваш Андрей Александрович Колесов

1167


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95