Однажды я получил по электронной почте письмо от моего товарища и бывшего сослуживца, который сейчас работает в университете Беркли (около Сан-Франциско):
«Жаль, что ты не передал ощущение, которое было у программистов-непрофессионалов в момент появления персональных компьютеров: поставьте нам на стол 286 (386, 486) компьютер, и мы тогда... Расставание с иллюзиями о том, что получение более мощного компьютера обеспечит радикальное решение наших проблем, — есть также результат компьютеризации...»
Сергей (так зовут моего товарища) действительно затронул очень интересный вопрос. Но, чтобы ответить на него, нужно немного пояснить. Сергей — гидрогеолог, доктор наук — занимается исследованиями в области математических моделей геофильтрации. Еще со студенческих времен он начал активно использовать в своей работе ЭВМ. И это при том, что 10 лет назад большинство научных сотрудников института, где мы тогда работали, считали, что и логарифмической линейки более чем достаточно. Сергей — не только сильный пользователь, но и довольно сильный программист, причем не только в области чисто вычислительных задач.
В основе работы компьютера лежат простейшие арифметические и логические операции (тем не менее его сравнение с большим арифмометром тоже неверно). Поэтому компьютер участвует в нашей жизни лишь в той мере, в какой ее различные аспекты могут описываться математическими законами. Учитывая то, что математика не может решить всех наших проблем, очевидно, что «прогресс человечества» изначально не может быть пропорциональным производительности микропроцессора. Например, мы говорим об огромном прогрессе в цифровой обработке графических изображений. Но и сегодня самый мощный компьютер не может решить задачу, посильную трёхлетнему ребенку: отличить по внешнему виду кошку от собаки.
Проблема, о которой пишет Сергей, для нас (я тоже был причастен к этим работам) довольно четко обозначилась еще в середине 80-х годов — начале реального применения ЭВМ в области гидрогеологического моделирования. Оказалось, что механическое увеличение быстродействия ЭВМ не приводило к адекватному повышению нашего понимания реальных природных процессов — для этого нужно было уточнять саму математическую модель и, в частности, за счет получения дополнительных исходных данных. Более того, оказалось, что нужно было не просто увеличивать объем сбора информации, а вообще собирать несколько другую информацию, чем это считалось ранее. Короче говоря, менять весь комплекс опытно-производственных работ. В чисто же научном аспекте выяснилось, что более мощный компьютер не столько решил наши проблемы, сколько прояснил недостатки наших моделей и указал направление развития дальнейших исследований.
При этом следует четко представлять, что, как любое новшество, компьютер вызывает вполне понятные опасения и отрицательные эмоции у многих людей. Хотя бы потому, что для его освоения нужно переучиваться, менять стиль своей работы и пр.
Более того, для определенных категорий профессий он просто представляет серьезную угрозу их будущему, так как вообще предполагает их исчезновение или, по крайней мере, серьезную трансформацию. Например, на наших глазах исчезли такие авторитетные в своё время специальности, как машинистка, наборщик печатных машин, счетовод и пр. Причем обратите внимание, компьютер не просто заменил их — он сделал этот вид работы просто ненужным в современном технологическом процессе.
Не менее драматические события происходят и с компьютерными специальностями. Вспомним об исчезнувшем многочисленном персонале технических специалистов, обеспечивающих работу ЭВМ, которых готовили многие техникумы и вузы. Для многих программистов оказался весьма сложным переход (порою — непреодолимым) от технологий больших ЭВМ к персональным компьютерам. В этом плане зачастую трагедия конкретных людей заключается в том, что вместо понимания необходимости адаптации к объективному процессу технического процесса они пытались принять позу страуса в момент опасности.
Возвращаясь к письму моего приятеля, хотел бы отметить, что все же некоторый его скептицизм является сильно преувеличенным. Да, в продвижении в направлении создания адекватных реальности математических моделей прогресс явно отстает от темпов роста производительности компьютеров. Но давайте посмотрим на другие эффекты от его применения в работе Сергея.
Одним из самых трудоемких этапов работы по изучению гидрогеологогической ситуации на конкретных объектах был сбор исходных данных по различным территориальным фондам (хранилищам информации). Затем эти данные нужно было приводить в некоторый вид, удобный для их первичного анализа (таблицы, графики, карты). Потом шло построение математической модели и выполнялись расчеты. Дальше начиналась обработка результатов — опять построение таблиц, графиков, карт. Затем шло написание отчета и его оформление (этапы вполне сопоставимые по времени). Не менее недели уходило на подготовку иллюстративного материала непосредственно для защиты отчета на научном совете.
В сумме выполнение подобной задачи среднего объема еще лет десять назад требовало усилий коллектива в 8-10 человек (научные, инженерные и технические сотрудники) в течение не менее полугода. Два-три года назад при использовании ПК на реализацию такого проекта уже было достаточно пару месяцев для двух специалистов. Сегодня этом можно сделать еще быстрее и качественнее.
Личный эффект для Сергей заключается в том, что раньше для обеспечения своей деятельности эксперта на уровне доктора наук ему потребовалось бы содержать штат сотрудников целой лаборатории, занимаясь решением многочисленных организационных и хозяйственных работ. Но ему повезло — наступила эра персоналок. В результате сегодня он может решать фактически в одиночку задачи подобного объема (не нужно путать выполнение технических операций и обсуждение с коллегами научных аспектов задач), полностью сосредоточившись именно на исследовательской стороне вопроса.
Кстати, проблема компьютеризации для части научных сотрудников проявилась именно в том, что оказалось, что они имеют отлично раскрашивать карты и рисовать графики, но разучились (или не умели изначально) анализировать их смысл...
Короче говоря, компьютер, взяв на себя огромное число задач и забот человека, предоставляет ему возможность заняться тем, что никто за него (человека) не будет делать: думать, творить, мечтать... И кататься на горных лыжах.
Ваш Андрей Александрович Колесов