Уж сколько лет правозащитники толкали общество в бок, мол, проснитесь, посмотрите, сколько зла власть наворотила, но все как бы замерли, оглохли, онемели. Хотя, как говорится, «нет в России семьи, которая бы...». Забыли? Хотят забыть? Или помнят, но тайно? Но тут вдруг приходит отзыв — через два-три поколения после свидетелей страшного опыта репрессий. И оказывается, этот опыт все еще недостаточно аккумулирован.
На театральной площадке «Четвертый театр» с
Возможно ли инсценировать документы, которые касаются трагических, болевых событий двадцатого века? Письма из ГУЛАГа и в ГУЛАГ. Стенограммы политических процессов. Дневники жертв и тех, кто их мучил. Записки. Воспоминания. Огромный архив, который целенаправленно собирается с 1988 года. «Наши молодые сотрудники привели к нам других молодых энтузиастов из театра, которые сказали: «Это надо на сцену! Это надо читать! И видеть!» — рассказывал Арсений Рогинский, председатель правления общества «Мемориал».
Оказалось — возможно. Не только поставить, но и воспринять. Доказательство несомненное: зал не мог вместить всех желающих. Зрители записывались в «лист ожидания», и если появлялась такая возможность, то «стоящий в очереди» занимал место в зрительном зале.
И вот спектакль «Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским» на основе записей двух судебных заседаний по делу поэта. И еще такие проекты: «Дневник охранника» — в основе постановки текст дневника охранника-вохровца за
И люди идут — на правду, а не на пропаганду. Идут слушать — документальный, а не кем-то сочиненный текст. Идут смотреть. Не на тени прошлого, а на ожившую драму истории. Хотят быть народом своей страны.
Елена Иваницкая