Размышления на выступление в прямом эфире Владимира Владимировича Шахиджаняна (ВВШ) -7 июня 2009 года на сайте «Эргосоло» в 22 часа на тему «Почему на свете тяжело жить?»
ВВШ. Ребенок зачался — тяжело.
ННЛ. Нет, радостно, мама и папа любят друг друга, им вдовеем хорошо, они счастливы.
ВВШ. Ребенок родился — тяжело, его бьют по попке, чтобы он начинал кричать. Ему больно и он кричит.
ННЛ. Его бьют по попке, чтобы он понял, что находится в другом, чудесном и прекрасном мире. Ребенок кричит: «Я родился! Это здорово! У меня вся жизнь впереди! Я узнаю много нового интересного, жизнь прекрасна!»
Если после «тяжелой», в понимании ВВШ работы, человек летает как на крыльях, он готов петь от счастья, от осознания того, что сделал работу прекрасно, разве это тяжелый труд? Тяжело то, что не приносит радости и удовлетворения. Если такое происходит, то в наших силах это изменить.
Когда человеку интересно то, что он делает, то это не труд в понимании «тяжело», а труд в понимании совершенствования себя как личности. В совершенствовании как физическом, так и духовном. Это ступенька к тому, чтобы сделать себя лучше, полезнее, интереснее. Ничего не делать, лениться — это значит жить скучно, неинтересно, а, следовательно, и тяжело.
Преодолевая себя, мы становимся лучше, мудрее, совершеннее. Разве это труд? Это радостное совершенствование, полезное, нужное.
Человек может спать по три-четыре часа, когда у него есть интересная, полезная деятельность. Мы так делали проект для Всероссийской олимпиады. Ребенок проводил в школе все свободное время, ему хотелось помочь, потому что учителя видели его заинтересованность в выполнении проекта.
Вспомните себя, когда надо было закончить важное, нужное, полезное и интересное для вас дело, например, для меня это вышивку, или дошить костюм, или
Наши дети сидят в Интернете сутками. Разве это не работа? Но надо научить ребенка правильно ставить цели, уметь расставлять приоритеты между полезной и никчемной тратой времени. Научить его получать радость от правильно поставленной и выполненной задачи, радость от созидательного труда, работа от которой полезна не только самому человеку, но и окружающим.
Поэтому жить надо с пользой для себя и окружающих, этому надо учить. В жизни надо быть счастливым, это зависит только от самого человека. Как он настроится на свою жизнь, деятельность в ней.
Скулить и причитать, что в жизни тяжело и нет никакого смысла -бессмысленно. Все зависит от нас, от нашего настроя и наших действий.
Согласна с ВВШ, что в жизни надо иметь цель, тогда ясно, что и зачем ты делаешь, а коль так, то любая работа, приближающая тебя к намеченной цели, не будет казаться бессмысленной, трудной и тяжелой.
Только бессмысленная работа угнетает физически и морально. Так поступали фашисты в концлагерях с военнопленными, заставляя копать яму, а потом ее засыпать, только чтобы человек почувствовал свою никчемность. Выживали те, у кого были родные, близкие, которых любили и ждали. У человека был смысл жизни — выжить в нечеловеческих условиях и вернуться домой, где он был нужен. Такие люди думали не столько о себе, сколько о своих домочадцах, поэтому находили в себе силы, видеть смыл и в бессмысленной работе.
Жить легко тем, у кого есть цель, интересное, полезное, нужное людям дело, любящие родные и близкие. Все это создать в наших силах.