Какой всегда была главная задача искусства? Да, художественное исследование разнообразных социокультурных границ. Об этом-то в последнее время всё чаще забывают. Кто? Организаторы выставок и других культурных событий. Творческих людей зачастую заставляют помалкивать. Разными способами и средствами. Лишний раз не высовывайся! Не беспокой сон масс! Делай так, как диктует общество! Подстраивайся под потребности большинства! Похоже на партийную политическую программу? Так как же возникает самоцензура и чем она опасна?
— Я сталкивалась с художниками, которые жили в 60е-70е и знакома с их личным опытом. Во время учёбы в художественном училище мне посчастливилось встретить художника. Он был потомственным конформистом, жил своей внутренней жизнью. Вы думаете, он был востребован? Все работы «летели» в стол, — говорит «МК» Татьяна Кострикова.
В советское и постсоветское время властвовала политическая цензура. Художники, пытающиеся жить по своим правилам, собственной жизнью, а не по распорядку партии и правительства, ориентировались на запад, искали новые формы, открывали иногда что-то новое, так как население в основе своей не знало, что происходит на фоне мирового художественного процесса. Нередко были за это наказаны.
— Сейчас же, как таковой, цензуры нет вообще. В наше время каждый может позволить себе фактически всё, что угодно. Но есть и недостатки у этой неограниченной вольности. Мы с Сергеем своими работами хотим сказать одно: когда всё дозволено, всё равно необходимо соответствовать тем правилам, которые существуют — для того, чтобы твоё дозволенное, тебе отпущенное было кому-то нужно, востребовано, — рассуждает автор работ по самоограничению.
Актуальна в настоящее время другая проблема: роль многих художников падает. Многие вопросы решаются кураторами, организаторами каких-то структур. Что остаётся художнику? Соответствовать или уйти в оппозицию.
— Об этом многие не хотят говорить, но художник — существо зависимое. Независимость же сопровождается тем, что ты рисуешь картины, но показываешь их лишь узкому кругу друзей, почитателей. Участие в крупных биеннальных проектах уже не для тебя, — говорит Татьяна.
Часто говорят, что в современном искусстве наблюдается какой-то «бум», что открываются невероятные возможности. Работы художников, отражающие актуальные проблемы современности, «поглощаются» с большим аппетитом. А как же те, кто не проникает в злободневные проблемы социума, они исключены из искусства?
— Мы являемся оппозицией, потому что искусство — вещь многослойная. То, что отвергает культурное наслоение и традиции, на мой взгляд, не актуально. Настоящее искусство должно содержать в себе и то, и другое. Свобода художника не должна выходить за рамки «духа времени». Когда новаторство и традиция воссоединятся — тогда возникнет взрыв, — такова позиция художницы.
«МК» спросил у Татьяны, что или кто ограничивают её свободу творчества. Выяснилось, что давления «сверху» ни она, ни ее супруг и партнер по работе Сергей не замечали. Чета ощущает сложности скорее в «нехватке востребованности». Но это на качестве работ это не отражается, о чём можно судить по выставке «Самоцензура», где Костриковы представят 13 крупномасштабных работ. Из них 12 — полотна 160х250, но одна самая огромная — 2 метра в высоту и 5 метров в ширину. На полотнах клейма негде ставить — они и так сплошь забиты штампами: «Искусство может быть только левым», «Надо бояться сделать что-то неподходящее для времени», «В будущее возьмут не всех» и тому подобное.
Нужно заметить, что рассуждение художников о самоограничении не заканчивается только живописью. Будут представлены инсталляции и объекты. Отдельным разделом на проекте станет видео-интервью, которое художники взяли у своих коллег по художественному цеху. 19 художников разного возраста и работающих в разных жанрах рассказали о своем отношении к самоцензуре и ее значении в искусстве. Среди спикеров: Игорь Макаревич и Елена Елагина, Аладдин Гарунов, Диана Мачулина, Андрей Кузькин, Магомед Кажлаев и другие.
— Таким образом, мы создали мозаику, срез современного художественного процесса. Выяснили в процессе записи видео, что большинство художников склонны к самоцензуре. Но рассматривают они её больше как некую данность, вырастающую из воспитания, образования, морально-этических установок автора. С другой же стороны, каждый художник стремится к свободе — и это естественный баланс, — подытожила Татьяна.
материал: Екатерина Гапонова