Открылся международный кинофестиваль «Зеркало». Посвященный памяти Андрея Тарковского, он сфокусирован на современном авторском кино. О специфике нынешнего фестиваля, который пройдет в формате онлайн, рассказывает Андрей Плахов.
Эпидемия и карантин болезненно отразились на фестивальном движении — как российском, так и международном. Самый главный фестиваль — Каннский — перенесен на следующий год, осенние кинособытия если и пройдут, то в сильно усеченном виде. Некоторые, преимущественно документальные киносмотры были проведены онлайн, Европа и Америка уже привыкают к этому, в России же основные фестивали еще не определились с форматом. «Зеркало» — первый в нашей стране из международных, который разработал концепцию онлайн-фестиваля и приступил к ее практическому воплощению в жизнь.
В городе Юрьевце Ивановской области, на родине Тарковского, в здании пивоваренного завода, построенного в 1868 году, оборудована студия, где пройдет церемония открытия фестиваля, ее ведущими станут Алексей Агранович и Ксения Раппопорт.
Будет представление программы фестиваля, а также живая музыка и виртуальное путешествие по местам Тарковского.
Церемонию можно будет посмотреть в интернет-кинотеатре Tvzavr или в соцсетях портала Культура.рф. Желающие смогут попасть через Zoom непосредственно в зрительный зал — чтобы стать не только удаленными зрителями, но и участниками церемонии. Для этого надо бесплатно зарегистрироваться, с учетом того, что количество мест ограничено (около тысячи), и подключиться за пять-десять минут до начала. То есть все будет «по-настоящему», но с расширением в интернет-пространство.
То же самое касается дальнейших событий и фильмов фестиваля, которые будут транслироваться в интернет-кинотеатре, а для жителей Ивановской области также по телеканалу «Барс». Среди спецсобытий — презентация Академии анимационного искусства им. Федора Хитрука, бранчи и вечерние встречи с почетными гостями — Данилой Козловским, Михаилом Лещиловским, Юрием Норштейном, Константином Бронзитом. Состоится серия юбилейных показов «4х100» (к 100-летию Николая Гринько, Сергея Бондарчука, Федерико Феллини и Тонино Гуэрры), в них примут участие Андрей Хржановский, Лора Гуэрра, Федор Бондарчук. Пройдет лекторий «Картина мира» с участием Бориса Гройса, Елены Петровской, Павла Пепперштейна.
Таких, как ветеран израильского кино режиссер Лина Чаплин, актриса Ольга Сутулова, фестивальный куратор Алена Шумакова, режиссеры-лауреаты крупнейших фестивалей болгарин Петар Вылчанов и финн Юхо Куосманен, а также возглавляющий жюри немецкий режиссер и оператор Фред Келемен, ученик и соратник Белы Тарра. Когда они первый раз встретились в Zoom, сразу почувствовалось, как даже такие люди, ни на минуту не прекращающие работать, устали от изоляции и тянутся к творческому, да и просто человеческому общению.
Международный фестиваль, который предстоит оценить жюри, представляет коллекцию авторских киноработ из Европы, Азии, Америки. Реальность конца 2010-х годов — эпохи массовой миграции, «Брексита», греческой депрессии и трамповских стен — становится фоном для этих фильмов. Агрессия и нетерпимость, разлитые в воздухе, и стремление жертв вырваться из порочного круга своей судьбы. Странные отношения, которые связывают героев с близкими, и еще более экстравагантные — с животными. Детские травмы и современнные семьи на грани нервного срыва. Бегство от жестокой и унылой обыденности в сказочные миры и мифологию. Вот лишь несколько мотивов, настроений, тем, важных для нынешнего конкурса. Еще одна характеризующая его деталь: из восьми конкурсных лент пять сняты женщинами-режиссерами, и этот выбор — отнюдь не результат квотирования: женское наступление реально ощутимо и подтверждено творческими результатами в авторском, особенно в дебютном кино.
Зрители смогут не только отсмотреть кино, но и принять участие в обсуждениях. Тем не менее есть вещи, которые заменить нельзя ничем. Чтобы погрузиться в атмосферу, в которой вырос и сформировался Андрей Тарковский, гости и участники должны будут приехать в Иваново, Плес, Юрьевец на следующий год, когда фестиваль, надо надеяться, вернется к прежнему «реальному» формату.
Андрей Плахов