Ни для никого не секрет, что нынешнее молодое поколение буквально помешано на всякого рода технологических "примочках". Откуда же берётся эта зависимость и как с ней бороться? Ответы на эти вопросы - сегодня в нашей статье. Читайте и комментируйте!
Дмитрий Меньшиков, редактор "1001.ru".
Планшет хорошо отвлекает от проблем, например, в больнице. А в жизни он путь остается просто одной из множества игрушек. © / Павел Казаков /
«Зависимость детей от гаджетов — это в большей степени ошибка родителей. Мы не замечаем, как сначала сами приучаем своих детей с малых лет к планшетам и сотовым телефонам, а потом злимся и пытаемся их у детей отобрать», — говорит детский психолог Юлия Путинцева.
Планшет вместо соски
Наталья Исаева, АиФ-Кузбасс: – В маршрутках часто вижу, как дети от 10 до 15 лет сидят, уткнувшись в планшеты и телефоны. Юлия Анатольевна, современным детям уже ничего не интересно, кроме виртуального мира?
– Десятилетний ребёнок с планшетом — это не самое удивительное и необычное явление. У нас многие дети уже с двух лет сидят, уткнувшись в телефон. Начнём с того, что родителям это удобно: дал ребёнку в руки гаджет, заинтересовал, а сам можешь заниматься своими делами. Отсюда и формируется такой тип привязанности. Уверяю вас, если у вашего ребёнка есть интересы, которые вы у него сформировали, ему комфортно в семье, с ним разговаривают, у него есть друзья, то вряд ли у него сформируется серьёзная потребность в гаджетах. Если вы изначально формировали в ребёнке высокую познавательную активность и сами увлечены чтением, то и ребёнок вырастет таким же.
Несмотря на всеобщую любовь к гаджетам, современные дети находят себе и другие хобби. Фото: АиФ
А если родители постоянно сидят за компьютером, что сегодня часто происходит, то ребёнок скопирует это поведение. Нельзя сказать, что сегодняшним детям ничего не интересно, кроме виртуального мира. Я встречаюсь с огромным количеством детей, у которых много интересов. Иначе кем бы у нас были заполнены дома творчества, спортивные школы, кружки? Когда я работала в школе, у меня были две замечательные девочки. У них была традиция: ни дня без новых впечатлений. В тетрадку они записывали, что сегодня сделали из того, чего не делали никогда: выучили новый стих, движение в танце. И таких детей очень много. Даже те, кто к нам обращается за помощью, безумно интересные дети со своими увлечениями. Мы просто помогаем им, чтобы у них появилась потребность в формировании интересов.
Но мы не уйдём от гаджетов и компьютеров совсем, потому что это требования современной жизни. Если ваш ребёнок не будет владеть определённой информацией, он будет неуспешен среди сверстников, поэтому ему просто необходимо знать, что такое планшет и уметь пользоваться Интернетом. Сегодняшние дети так получают информацию. Если мы черпали знания из книг, то сейчас ребёнок с пелёнок знает, что можно «загуглить». Вот такая современность, надо с ней смириться. Есть в этом свои плюсы и свои минусы.
– И всё-таки вы как психолог как считаете, в этом больше плюсов или минусов?
– Если ко всему подходить разумно, то плюсов будет, конечно, больше. Ведь всё хорошо в меру, а в больших количествах всё яд. Ребёнок вполне может делать реферат с помощью планшета, искать информацию в Интернете. Да и общаться. А почему нет? Конечно, родители должны настаивать, чтобы он общался с друзьями во дворе, в школе, но Интернет позволяет найти себе друзей из других городов и стран и поддерживать отношения с ними. Если раньше подруга уезжала жить в другой город, это же была для нас катастрофа. Мы писали письма, которые шли две недели, а потом две недели ждали ответ. Сейчас дети счастливее в этом плане.
Они всё время могут находиться рядом. Почему же этим не воспользоваться? Но важно не забывать о том, что Интернет не должен подменять живое общение. Страшно, когда мама жалуется, что ребёнок не выходит на улицу, что он утратил контакт с одноклассниками и всё время сидит в Интернете. И только там он может общаться. Значит, у ребёнка серьёзные коммуникативные нарушения. Не справляясь во внешнем мире, он уходит в мир виртуальный, где может быть кем угодно. Скрытые отрицательные эмоции он выплёскивает, играя, например, в «стрелялки». Мы же зачастую забываем, что наши дети — тоже люди. Почему же им злиться-то нельзя? Мы ругаемся, когда ребёнок кричит, объясняем, что нужно быть хорошим и добрым. В итоге потихоньку ребёнок загоняет все негативные эмоции вовнутрь. А они же должны куда-то деваться, и компьютерная игра не самый худший выход, но дети находят его интуитивно.
Вот, например, в очередях в детских больницах часто замечаю такую картину: когда ребёнок капризничает, мама первым делом даёт ему телефон. В итоге ребёнок не объяснил, почему он капризничает. А ведь на самом деле он раздражён долгим ожиданием, но вместо того, чтобы поиграть и поговорить с ним, мама предлагает ему виртуальную реальность. Если вы требуете от ребёнка вылезти из компьютера, а в другой комнате в это время за компьютером сидит папа, вы никогда не объясните целесообразность вашего требования. Вы же не скажете, что папа вас может не послушаться. Не надо целенаправленно придумывать какой-то процесс воспитания, нужно просто показывать пример. Если вы хотите, чтобы ребёнок читал, читайте сами. Если хотите, чтобы он был чистоплотным, показывайте, какое это наслаждение чистить зубы, используя шутки и прибаутки, примеры и сравнения.
Как «куют» детей
– Если ребёнок дорос до 16 лет, и ничего, кроме гаджета, в его жизни нет, что делать? Можно отобрать устройство и отправить подростка, скажем, поиграть в футбол?
– Это невозможно. 16-летний подросток — уже сформировавшаяся личность. Если до этого возраста родители не беспокоились, то потом уже сложно заставить ребёнка вернуться в реальность. Можно только долгими разговорами убедить его в том, что ему нужна помощь. При этом если сформировалась настоящая зависимость, то разговоры не помогут, нужен врач-психиатр. Проще, если ребёнок не формировал эту зависимость постепенно, а ушёл в виртуальный мир по какой-то причине. В моей практике был такой случай. У мальчика умерла мама. Так как у папы была другая семья, ребёнок остался жить со своей старенькой бабушкой.
Фото: Oksana Kuzmina
Папа навещал мальчика, покупал хорошие подарки: у ребёнка были компьютер, планшет, телефон. Но он не мог сам пережить утрату, и вот потихоньку он ушёл в виртуальность, где ему было хорошо. Хорошо, что папа заметил этот уход, поговорил с ребёнком, и они вместе обратились за помощью. Тяжелее, когда у ребёнка нет мотивации, а родители его тащат и говорят «сделайте нам его нормальным». Причём зачастую одни приводят и спрашивают, «чего он у нас такой тихий и спокойный?», а другие — «чего у нас он такой бешеный, сделайте его спокойнее». Это называется, куём детей под родителей — это неправильно.
– Сегодняшние дети — это дети так называемого «потерянного поколения» 80-х годов. Кого воспитывает это поколение?
– Сейчас у детей появляется много физических отклонений, но ведь никто не связывает их с тем, какое поколение воспитывает их. Безусловно, дети меняются. Их родители были более свободны, а они свободнее вдвойне. Я не думаю, что родители говорят им «не слушай взрослых», «веди себя распущенно». Просто время меняется, дети становятся более пластичными и гибкими в информационном пространстве.
Старшее поколение просто не может с этим смириться. Ну не может смириться пожилая учительница с тем, что ребёнок спорит с ней на уроке. А ведь вся прелесть в том, что школьник не просто спорит, а может аргументировать свою точку зрения, потому что он тут же посмотрел всё нужное в Интернете. У него на самом деле есть основания не доверять «отставшей» учительнице.
Не проморгайте
– Какие психологические травмы у детей появились за последнее время? Насколько сильно они влияют на дальнейшую жизнь?
– Для начала давайте поймём, что такое психологическая травма – это вред, нанесённый психическому здоровью человека стрессовыми воздействиями на его психику. Часто они бывают связаны с физической травмой, угрожающей жизни или нарушающей ощущение безопасности. Сейчас стало больше обращений по поводу изнасилований детей, разводов родителей, аварий. Не надо думать, что психологическая травма сама рассосётся. Панические атаки из-за неотработанной психотравмы могут случиться в дальнейшем и у взрослого. У меня была девочка-подросток, которая себя не любила, потому что думала, что очень плохая.
Мы никак не могли понять, в чём дело: семья замечательная, мама её поддерживает. Докопались, что в раннем детстве у неё была психологическая травма, о которой родители даже не знали. Девочке кто-то причинил сильную физическую боль. С тех пор у неё сложилось представление, что она плохая, поэтому ей сделали больно. Помочь девочке удалось, но это очень страшно, когда родители не знают о травме, а ребёнок забыл. Многие родители, когда с их ребёнком что-то начинает происходить, говорят, что «ничего не предвещало беды». Это неправда, всегда видно, когда у ребёнка что-то не так. Скорее всего, вы были просто невнимательны к своему чаду.