Война поколений, о которой много говорят в последнее время, — это просто борьба между памятью и мифом. Когда воспоминания подвергаются цензуре по принципу «удобное — неудобное», «нужное — ненужное», память всегда проигрывает, и побеждает миф…
Пароль? — Год рождения!
В последние несколько лет рядом с именами авторов печатных публикаций все чаще стал появляться год рождения. Причем независимо от пола. Даже если раскрывает тайну
Юноши, наоборот, не просто перестали «набрасывать» себе пару годков для солидности, но начали всерьез обижаться, если
Скажем, вот недавний пример из ток-шоу: юный телеведущий с торжеством и вызовом обращается к молодому депутату Госдумы: «Я в отличие от вас не помню
И дело не в изменении гендерных стереотипов. И не в глобальном «эйджизме» — дискриминации по возрасту, — ставшем обратной стороной современного культа вечной гламурной юности. Причины здесь исключительно наши, местные, внутрироссийские…
Сейчас уже и не вспомнить, кто первым в начале
Сначала рядом с именами молодых писателей, журналистов и политиков мелькало «г. р. 1980», «г. р. 1981». Сейчас куда более ценным и престижным оказывается «г. р.» с
Правда, по причине того же отсутствия он не мог знать, что все это уже было.
Поколение как класс
«Детей революции», первое поколение рожденных и выросших при советской власти, эта власть ждала и приветствовала с еще большим нетерпением. Не имеющие опыта жизни в прежней стране и при прежнем общественном строе, они представляли собой идеальный человеческий материал, из которого можно было слепить что угодно.
Конец
Пятнадцатилетние выпускницы срочных педагогических курсов работают в сельских школах в три смены. В третью — ликвидируют безграмотность старух и стариков. Те по слогам послушно читают о том, что «бога нет», «коммунизм — наше будущее» и «Сталин — молодость Земли».
Впрочем, с безграмотными легче. Куда сложнее с грамотными — «гнилыми интеллигентами», «буржуазными спецами» и прочими «недобитками». С теми, кто успел в той, другой, жизни получить опасно хорошее образование и прочитать опасное количество ненужных новой власти книг. Начинаются поколенческие войны, которые становятся синонимом классовой борьбы.
«Поколение в публичной (официозной) речи приравнивалось к классу, — пишет Мариэтта Чудакова в „Заметках о поколениях в Советской России“. — Класс, который представляло старшее поколение, был обречен на отживание, умирание, причем не „мирное“, не эволюционное. Сталин отвергает в 1930 году бухаринские представления о „врастании“ „капиталистических элементов“ в социализм (т.е. об одновременном, пусть и неравноправном — в соответствии с Конституцией, действовавшей, с малыми изменениями, с 1918 по 1936 год, — присутствии в жизни общества разных поколений), заявляя, что „капиталистические элементы не хотят добровольно уходить со сцены“, что „не бывало еще в истории таких случаев, чтобы умирающие классы добровольно уходили со сцены“, о неизбежности сопротивления „отживающих классов“… Так возникло общество, в котором естественная связь между одновременно живущими поколениями была пресечена, передача традиции — отменена».
Именно таким образом у поколения «детей революции» появляется главное поколение-«враг»: люди, родившиеся в
Вообще советская власть воевала с «лишней» памятью всерьез и с размахом. Стирала имена, названия улиц, бытовой уклад. Наконец, постоянно заботилась о том, чтобы человек подолгу не жил на одном месте и не обрастал лишними воспоминаниями и свидетельствами. Волны естественных и насильственных перемещений привели к тому, что к началу
Другая прошлая жизнь
Двадцатилетняя история теперешних перемен вроде бы должна показать, как формируется «естественная связь между живущими поколениями и передача традиции». Но снова — не формируется. И передавать нечего, кроме мифа…
Когда возникла необходимость
Роль политинформации и ликбеза в современном российском обществе давно играют телевидение и реклама. Вот кадр из
Впрочем, это рецепт, подсказанный еще в конце
Благодаря Ленину распался Советский Союз…
В мартовском номере журнала «Дружба народов» опубликованы отрывки из сочинений самого постсоветского из всех умеющих формулировать свои мысли и рассуждать постсоветских поколений. Это нынешние шестиклассники и пятиклассники — те, кто родился в
Регина: «Мне рассказали мои предки о Советском Союзе: тогда была зарплата около 100 рублей, мороженое стоило 10 копеек, хлеб, соль 5 копеек, одежда была у женчин платье или сорофан или рубашка и юбка, а у мужчин рубашка, шорты или штаны. В школах строго ходили в школ. форме. Тогда даже зимой ели мороженое. Слушали музыку единицы. Пионеры были в СССР. Пионеры насили красные галстуки на шее. Тогда они тоже дежурили, мыли классы, отвечали за порядок класса или школы, были старосты класса, призеденты школы. До пионеров были октябрята. Сейчас даже остался досех пор Дворец Пионеров, а сейчас он называется Дворец Творчества».
Соня: «Вернемся в те года. В Советском союзе были приграды во внешности человека. Нельзя было носить джинсы, носить длинные волосы. Я слышала что нельзя было слушать группу чин-гинскан.
Вова: «Спорт: Лев Яшин лучший вратарь в мире того времени. Локомотив был одной из самых лучших команд в СССР. Наши команды были лучшими в мире, по крайней мере в Европе мы одержали не одну победу. Пионеры: Артек один из самых известных лагерей в России. Там обучались лучшие дети в разных областях. Революционер: В.И.Ленин — революционер Российской Федерации. Благодаря ему распался Советский Союз».
Вернулись в лагерь орлята
Понятно, почему публикаторы сохранили, как это принято говорить в подобных случаях, особенности орфографии, пунктуации и стиля авторов. Это тоже своего рода документ. Больше всего орфографических ошибок, если судить по всей публикации, в словах, которые существуют только на слуху и редко встречаются в записанном виде: «пианеры», «совецкий».
Понятно, почему пяти-шестиклассники, а скажем, не выпускники. Младшие пока не научились врать и списывать. Одиннадцатиклассник зевнет и спишет из учебника новейшей истории. А тут уж — какой подвернется. Подвернется печально известное пособие Филиппова или знаменитый учебник для петербургских милиционеров — спишет оттуда.
Ученики Елены Коняевой пока абсолютно точно воспроизводят звуковой мнемонический фон каждой семьи: телевизор и разговоры пап-мам, бабушек-дедушек. Одно идеально накладывается на другое. Старшие поколения, во многом сами избавленные от «лишней памяти», передают свое беспамятство младшим. Чем на самом деле был СССР, так и остается тайной.
Опорные воспоминания-символы — Лев Яшин и в первую очередь хлеб, соль, кино, мороженое за копейки, октябрята-пионеры-орлята. Это они заслонили и вытеснили громадную многонациональную империю с ее сложной жизнью. Собственно, остались именно символы, а не воспоминания. Именно из символов складываются мифы. А для мифов в отличие от истории вовсе не важно, как назывались исчезнувшие страны и когда жил Ленин…
Лебедушкина Ольга