На переменках, после уроков то здесь, то там раздается: «Очкарик!», «Рыжая!», «Слон ушастый!» Дети очень легко и с азартом награждают друг друга прозвищами, однако никому не удается спокойно воспринять их на свой счет. Как поддержать детей, предотвратить комплексы? Отвечает возрастной психолог Галина Бурменская.
Psychologies: Когда можно считать, что у ребенка появился комплекс?
Галина Бурменская: Образ себя — представление о своей привлекательности, силе — начинает складываться очень рано, уже в четыре-пять лет у ребенка есть общее представление о том, кто он такой. К семи-восьми годам этот образ становится все более определенным: сравнивая себя с другими детьми и взрослыми, ребенок постепенно осознает свои сильные и слабые стороны. Для девочек большее значение представляет их внешность (лицо, фигура), для мальчиков — сила и ловкость.
В основе детских комплексов часто лежат не реальные дефекты внешности, а негативная оценка других и, как следствие, чувство неудовлетворенности собой. У детей неуверенность в себе всегда связана с тем, что говорят о них другие: «толстый», «ботаник»...
Именно от близких людей ребенок узнает о том, какой он: красивые волосы, смышленые глаза, ловкие руки
Ребенок начинает стесняться себя, чувствует, что он хуже других. Особая пора для расцвета комплексов — подростковый возраст. В это время дети очень придирчивы к себе и остро переживают (реальное или мнимое) свое несовершенство. Именно поэтому комплексы у подростков формируются чаще и переживаются гораздо болезненнее, чем в любом другом возрасте.
В какой мере родители ответственны за детские комплексы?
От них, конечно, зависит многое, прежде всего — самооценка ребенка и его самопринятие. Именно от близких людей ребенок узнает о том, какой он: красивые волосы, смышленые глаза, ловкие руки... В ответ на восхищенное «Какая ты у меня красавица!», «Какой ты у меня смелый!» у детей вырабатывается ощущение самоценности (независимо от объективных данных).
Напротив, недостаток внимания к ребенку, тем более холодность близких, подрывает его уверенность в себе, делает его уязвимым. Кроме того, когда взрослые сами страдают от комплексов, они могут непроизвольно передать неудовлетворенность собой детям. Зачастую они усложняют дело, давая ребенку характеристики, рожденные представлением о собственном несовершенстве («Он весь в меня, такой же застенчивый»), или стремясь делать все, чтобы он не унаследовал их «недостатки» — например, устанавливают диету.
Но чем старше становится ребенок, тем более важным для него оказывается мнение сверстников: представления о себе подростка могут сильно измениться под влиянием оценок его компании, а также молодежной моды. Поэтому так важно с раннего детства обращать внимание детей на то, что все люди — разные. Мы по-разному выглядим, по-своему мыслим и любим не одно и то же. Представление об этом поможет в нужный момент выдержать взгляды других, критически воспринять чужое мнение и сохранить веру в себя.
Как реагировать, если ребенок начал переживать из-за своей внешности или личных качеств?
Утешая ребенка, не делайте вид, что для его страданий нет повода: «Только ты обращаешь на это внимание!», «Подумаешь, очки!» Чувствуя, что его не понимают, он останется один на один со своими сомнениями, станет преувеличивать проблему и ощутит еще больший дискомфорт…
Иногда дети комплексуют из-за какой-то черты внешности, унаследованной ими от отца или матери. Не стоит подчеркивать это сходство, желая разубедить сына или дочь: «Посмотри, у мамы тоже веснушки, это же так красиво!» Его неприязнь к себе может только усилиться. Но подчеркивайте в разговоре с ребенком: у каждого человека есть особенности, которые кому-то нравятся, а кому-то нет, невозможно нравиться всем сразу.
Главное, помогайте ребенку добиваться успеха в том, чем он увлечен, и тогда ему будет чем гордиться
Если девочка страдает из-за веснушек и хочет, например, их запудривать — соглашайтесь: она почувствует, что ее понимают и стараются помочь. Если же вам это не нравится, скажите прямо, что вы бы так делать не стали.
Очень важно, чтобы ребенок мог рассказать кому-то из взрослых о том, что его беспокоит. Когда болезненная для него тема замалчивается, он может решить так: если дома нельзя говорить о том, над чем смеются в школе, значит, он безразличен родителям или ситуация действительно тяжелая. Будьте деликатны, избегайте категоричных утверждений: «Тебе и правда не повезло», «Ничего не поделаешь с такими волосами!»
Как помочь ребенку научиться принимать себя таким, как есть?
Когда детей что-то тревожит, прежде всего они нуждаются в нашей поддержке: они еще не в силах справиться со своими чувствами, не умеют, к примеру, ответить тому, кто смеется над ними. Подскажите точные слова: «Я уже слышал это тысячу раз, скажи что-нибудь новенькое».
Попробуйте исправить дефект: смените оправу очков, скорректируйте оттопыренные уши. Учите на собственном примере самоиронии. Если у вас есть подобный опыт, расскажите о нем: например, как вы переживали из-за формы своего носа, пока не обнаружили, что она никого не смущает, а некоторым даже нравится. Или расскажите, как со временем какие-то ваши особенности стали достоинствами — свою версию «Гадкого утенка». Но главное, помогайте ребенку добиваться успеха в том, чем он увлечен, и тогда ему будет чем гордиться, кроме своей удачной (или не очень) внешности. Зная о своих достоинствах, легче обрести веру в себя.
Когда нужна помощь психолога?
Детские комплексы естественны и не должны вызывать у родителей паники. Реагировать надо, если ребенок постоянно говорит о своем переживании, у него долго (больше недели) нет настроения ничем заниматься, он расстроен, подавлен, не хочет ни с кем общаться...
Галина Бурменская