«Последнее танго в Париже»
12 октября 2004
Вечером я узнал, что завтра заедет хозяин квартиры. «Ну что же, подумал я. Надо прибраться как следует. И ещё взять вантуз и прокачать им раковину, а то она плохо пропускает воду в последнее время.» Отчистив на кухне всё (в меру своих способностей), я взялся за вантуз. Но недаром говорят, что лучшее враг хорошего! Очевидно, после моих манипуляций маленький просвет, существовавший в трубе, вместо того, чтобы расшириться, закрылся окончательно, и оставшаяся в раковине вода прекратила спускаться вовсе. В надежде, что за пару часов вода просочится, я пошёл в комнату смотреть только что купленный фильм с аннотацией: «Претенциозная мелодрама, с акцентом на садомазохизм и в то же время пронизанная фрейдистскими мотивами».
Я очень люблю Бертолуччи до того я смотрел "XX век», «Ускользающую красоту», «Под покровом небес», «Мечтателей». Я люблю его яркий кадр. А вчера настроение моё, видимо, так повлияло на восприятие, или может, я просто ничего не понял, но «Последнее танго в Париже» показалось мне странным, в основе своей натянутым фильмом. Герои принялись заниматься любовью через несколько минут после того, как случайно столкнулись на улице, и навязчиво крутилась в голове ассоциация с порнографическими штампами. Разнообразных эротических сцен очень много. Ему 55 лет, довольно потрёпанный дядя, недавно овдовевший при мрачных обстоятельствах (бритва, полная ванна крови), очень переживает утрату жены. Ей 20, под боком молодой жених-киноман, видимо, будущий автор киношедевров.
И вот героиня попадает в странную психологическую зависимость от этого вдовца с садомазохистскими наклонностями, ничего, конечно, не раскрывая своему витающему в облаках киножениху. Жених тем временем занят съемками фильма и разыгрывает перед камерами помолвку со своей невестой, неожиданно надевая на неё (вот красивый кадр) вместо обручального кольца спасательный круг, который в следующем кадре тонет. «Не так-то легко утопить спасательный круг: сколько же он должен весить, чтоб утонуть,» -подумал я и представил себе помощников режиссера, набивающих спасательный круг песком и камнями.
Под конец, впрочем, то ли я подобрел, то ли образность в фильме разыгралась. Я помню сцену на ж/д платформе, где киножених пытается представить свою, тайно опустившуюся, возлюбленную в рамке кадра и, конечно же, последнее танго, которое героиня и её любовник (в стельку пьяные, никакие танцоры, но на одной сцене с участниками соревнования по танцам) исполняют в день, когда героиня (кажется, её зовут Жанна) решила порвать эту странную связь.
Наподобие Христа, она все твердит: "It is finished! It is finished!», а её любовник вяло настаивает на обратном. Оканчивается всё сценой неуклюжей погони по улицам, в квартиру и бах! В ящике стола давно валялся папин револьвер. Вдовец медленно выходит на балкон, а потом мы видим его лежащего на боку, в позе эмбриона.
Я вышел на кухню. Вода в раковине не опустилась ни на миллиметр только мерзко остыла, словно мертвец. Надо же было случиться такому как раз перед приездом хозяина! На часах было без четверти два. Я влез на табуретку, взял вантуз и продолжил работать им в раковине.
Продолжение следует