Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Адам не пил. Интересно…

Адам не пил. Интересно…

22 октября 2004

На днях я побывал в гостях у своего приятеля Н.

Поужинав, мы расположились в его комнате и завели разговор о разных вещах. Н. рассказал, что с интересом читает предложенную мной книгу К. Проффера «Ключи к «Лолите»».

— Отличная книга, многое в «Лолите» становится яснее. Но, вообще-то, мне не очень-то нравится страсть Набокова загадывать ребусы читателю… — сказал Н.

— Правда? — удивился я. — А для меня ребусы в набоковской прозе — одна из самых ценных её составляющих…

— Нет, это не по мне. Ты читаешь, и вместо того, чтобы просто наслаждаться текстом, должен думать все время — как это расшифровать, не упустил ли ты чего, не надувает ли тебя автор. И ведь упускаешь! Например, прочитал про один из шифров Куилти, который тот оставил в гостиничной книге: «Адам Н. Епилинтер. Есноп, Иллиной». Казалось бы, чего проще? Но ведь я не заметил, и ни за что не заметил бы, если бы не книга Проффера!

— Да, у Куилти есть шифры гораздо более сложные, но и я не заметил даже этот, когда читал в первый раз… Реально существующий Иллиной тут совершенно сбивает с толку.

Мы сидели в довольно просторной комнате окнами на оживленную улицу, где собралась автомобильная пробка и то одна, то другая машина начинала гудеть, нервно напоминая впереди стоящим, что пора пошевеливаться.

— Но, кстати, с другой стороны, — сказал Н., — если почитать про подобные вещи у композиторов — то окажется, что многие из них любили делать почти то же самое… — Н. заговорил с воодушевлением: разговор перешел на музыку, его любимую тему, и мне оставалось только внимательно слушать. — Вот мы были с тобой недавно на квартетах Шнитке. В одном квартете у него повторяется последовательность нот: ре, ми-бемоль, до, си — это лучше показать… — Н. открыл крышку пианино и сыграл ноты. — Не знаю, можно ли назвать это музыкой. Однако, если это записать буквами, получится DSCH — сокращение имени «Дмитрий Шостакович»… Но такой шифр — не изобретение Шнитке. Известно, например, что город, где жила любимая девушка Шумана, назывался Asch — A, Es, C, H. И вот, у Шумана есть «Карнавал» — цикл из 20 совершенно непохожих друг на друга вещей, в каждой из которых он зашифровал эту последовательность. Вот, например… — и Н. стал играть мне фрагмент. — Слышишь? — он отдельно проиграл идущие подряд ноты шифра. — А вот послушай… — и Н. сыграл мне ещё несколько примеров из миниатюр «Карнавала», показывая, как в совершенно разных мелодиях вновь и вновь — в самых неожиданных местах — встречается кодовое сочетание.

Автомобильные гудки за окном меж тем перешли в мощное крещендо, на время которого мы даже вынуждены были умолкнуть и Н. заметил:

— Что, оценил теперь, как нам тут живется?..

— Фамилия девушки, кстати, была Абегг, и последовательность A, B, E, G Шуман тоже использовал. И вот я думаю, чем обусловлено желание автора вставлять подобные шифры?..

— Но разве это не исконное желание художника оставить на полотне свою подпись — что-то незаметное с поверхностного взгляда, но могущее принадлежать только автору? — предположил я.

— Я думаю, незаметная подпись на картине и такой вот шифр — это разное. Поскольку получается, что, не будь этого города, Asch, или называйся он как-нибудь иначе, мы бы имели в результате совсем другую музыку! А ведь «Карнавал» —довольно известная вещь… И интересно же, как автор сочиняет подобные вещи: садится, и, решая, какие же ноты ему выбрать, пишет название города, о котором думает… или рассуждает: «Адам не пил, а не пил ли Ной?.. а не записать ли это?»

— В общем, действует по правилу: хода нет — ходи с бубей, — сказал я, и мы с Н., любители преферанса, совместным смехом оценили аналогию.

— Не знаю,— сказал я, — мне кажется, все, конечно, совсем не так. И с ребусом про Адама и Ноя все сложнее — ты, кажется, забыл, что там стоит ещё одна аллюзия. А именно, отсылка к библейской истории, как дочери Ноя напоили своего отца, чтобы зачать от него. Гумберт, увидав этот шифр, должен был тут же подумать о кровосмесительных отношениях дочери и отца и тотчас протянуть ассоциацию к себе, Лолите и похитителю. Куилти же выдумал этот псевдоним явно для того, чтобы лишний раз уколоть Гумберта в и без того изношенное сердце. Потому тут Набоков, я думаю, поступал вовсе не так произвольно, как ты описываешь. Нет, тут он делал ход не от незнания, в какую масть заходить, а скорее наоборот — все точно рассчитав и собираясь взять очередную восьмерную, а то и десятерную игру…

Продолжение следует…

1273


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95