Девять миллионов долларов, полгода напряженных и малоприятных съемок, большую часть которых актеры Сергей Пускепалис, Анатолий Белый и 11-летняя Анфиса Вистингаузен, играющие главных героев, провели в темноте и в воде, а их основным реквизитом были гидрокостюмы и болотные сапоги. В качестве антуража — несколько настоящих вагонов метро в разной степени покореженности. Есть специально построенные в Москве сложные декорации, включая 120-метровый метротоннель, воссозданный в натуральную величину в районе Каширки, и его макет уже в масштабе 1:3, для которого была придумана хитроумная система с насосом, чтобы точно имитировать страшный гидроудар. Плюс загримированный под московскую подземку самарский метрополитен, куда ломились сотни местных горожан, желающих попасть в массовку хоть тушкой, хоть чучелком, наплевав на честные предупреждения администраторов, что одежда во время съемок на них будет своя и скорее всего придет в полную негодность.
Страшно / интересно
Компания «ПРОФИТ» взялась за редкий для нашего кино жанр фильма-катастрофы, чтобы побороться за зрителя на удобренном Голливудом поле. Бытует мнение, что наш человек упорно не желает смотреть отечественные фильмы в кинотеатрах и заманить его туда можно только острым сюжетом и размахом съемок, повторив успех бекмамбетовских «Дозоров». Получится ли это, пока говорить рано. Чтобы довести до ума спецэффекты, еще будут проводиться досъемки в «хромакейном павильоне», а также монтаж, который в фильмах-катастрофах часто важнее игры артистов, и прочий постпродакшн. Выход «Метро» на экраны запланирован только на конец следующего года.
История вообще-то довольно достоверная в своей жути. Строители что-то напортачили, не рассчитали, и в своде тоннеля метро появилась трещина, в которую сначала просочились, а потом и прорвались воды Москвы-реки. Десятки людей погибли, сотни пострадали, угроза нависла не только над подземкой, но и над всем городом. Герои волею судьбы оказываются в одном поезде — том самом, по которому ударила стихия. Врач горбольницы (Сергей Пускепалис) вез дочку на какие-то занятия. Любовник его жены, бывший провинциал, а ныне столичный мажор (Анатолий Белый), бросил машину в пробке, чтобы успеть на важную встречу. Сама жена (Светлана Ходченкова), бизнес-вумен новой формации, с той поры, как пойдут тревожные новости, будет метаться по городу с мобильным в руке, отчаянно мечтая о чуде — чтобы все трое дорогих ей людей спаслись. А они, болтаясь в воде и пытаясь выжить, вынуждены вдобавок решать, как жить в этом любовном треугольником. В общем, катастрофа катастрофой, а все равно шерше ля фам.
Актерам выпала сложная задача, ничего не скажешь. Все-таки и Пускепалис («Простые вещи», «Как я провел этим летом»), и Белый (спектакли МХТ «Мастер и Маргарита», «Человек-подушка») — настоящие звезды театра и кино. Пусть и не очень хорошо знакомые массовому зрителю. За ними шлейф знаковых ролей, призы фестивалей, театральные премии. С одной стороны, съемки требовали от них каскадерских подвигов. С другой — подавай зрителю таких героев, чтоб можно было по-человечески понять и посочувствовать. И как это совместить?
Анатолий Белый в перерыве между дублями тоже пытается рассказать что-то о психологии, об отношениях людей... Но потом вдруг у него прорывается: «Знаете, я эти месяцы, возвращаясь домой, все время ловил себя на мысли, что хватит с меня воды — даже душ принимать не буду! Зачем? У меня и так водные процедуры с утра до вечера». Сергей Пускепалис, вздохнув, признается: «Я уже слышал по поводу нашего фильма, что нечего подсовывать людям ужастик, они и без этого боятся спускаться в метро — столько там всего случалось в последние годы. Однако мы все-таки стараемся делать кино не только про катастрофу, но и про отношения людей, об их судьбах. Вот мой герой, он устал носить в себе боль по поводу разладившейся личной жизни. Его самого катастрофа как-то очищает от этого накопившегося негатива. И он совершает по отношению к человеку, которого вроде должен ненавидеть, совершенно парадоксальные поступки».
В основу картины положен одноименный бестселлер Дмитрия Сафонова, который в блогах рекомендуют прочесть хотя бы для того, чтобы знать правила поведения при панике в подземке. Сразу стоит оговориться, что многие путают это «Метро» с постапокалиптической антиутопией «Метро 2033» другого Дмитрия — Глуховского, на чью книгу тоже вроде бы зарятся киношники, но голливудские. Впрочем, пока об этом известно только со слов самого Глуховского. Так что двум жутким историям про Московский метрополитен настоящего и будущего в прокате сойтись не суждено. А было бы эффектно...
Что касается Сафонова, то он, следуя заветам своего любимого Стивена Кинга, посвятил лиру кошмарам жителей современных мегаполисов — крушению элитной высотки-новодела («Башня»), неистребимому вирусу («Эпидемия»). Откуда у этих историй ноги растут, догадаться нетрудно: сюжеты явно голливудские, разработка историй тоже по-американски четкая — здесь ужас-ужас-ужас, чтобы дух захватывало, а тут понятные всем герои и человеческие отношения, которые окружающий ужас только делает ярче. Катастрофа без мелодрамы — товар неспросовый. Впрочем, Сафонов и не скрывает, что в писательском творчестве вдохновляется кинематографом. По признанию режиссера картины Антона Мегердичева («Бой с тенью 2», «Темный мир 3D»), с этой ориентированностью на заокеанский киностандарт пришлось побороться. «Над сценарием работали долго, — говорит режиссер. — Надо было концентрировать, обострять конфликт, спрессовать героев в одном месте. Почти год доводили историю до ума, а всю обстановку — до похожего на реальность состояния современной Москвы. Жизнь в большом городе — это беготня на месте. Люди от вечной суеты совершают необдуманные поступки. Они все время за чем-то гонятся — за тем, что обесценивается каждую секунду, за деньгами, за местом у светофора. Мегаполис создан для тех, кому нравится расталкивать конкурентов локтями. Это город-катастрофа».
До и после «Экипажа»
На первый взгляд довольно странно, что столь богатый жанр столько лет был у нас в загоне. В Голливуде начиная с 70-х эксплуатируют его хорошо просчитываемую кассовость, выводя иногда фильм-катастрофу на художественный уровень «Титаника». И только события 11 сентября, когда весь мир увидел, насколько реальный ужас может быть похож на голливудскую страшилку, ввели долгий мораторий на разрушительный жанр. В России же считается, что «Метро» станет первым нашим отечественным фильмом-катастрофой со времен «Экипажа», буквально взорвавшего советский прокат тридцать лет назад. Конечно, катастрофы пытались снимать и до, и после легендарной картины Александра Митты. Был даже довольно экстравагантный хит эпохи холодной войны с молодым Высоцким в роли американского морпеха — «713-й просит посадку» (1962): про летящий через Атлантику самолет с преступно усыпленным экипажем. Но это было кино про «загнивающий Запад». А вот катастрофические сюжеты из нашей жизни советская власть во времена застоя не одобряла. Понятно почему: на себе, как говорится, не показывают. Однако дело не только в цензуре. У людей еще оставалась генетическая память о прошлом — о революции, репрессиях, войне, разрухе. Фильмов на эти темы было снято предостаточно. Но жанром можно начинать баловаться только тогда, когда реальные боли становятся фантомными.
«Фильм-катастрофа, — рассуждает генеральный продюсер «Метро» Игорь Толстунов, — это не только повествование о природных или техногенных коллапсах, но и о героях, которые в этих экстремальных ситуациях пытаются спасти себя и своих близких. Именно в такие моменты обнажается их истинная сущность, проявляются глубинные свойства человеческой натуры. Для нас это очень важно, такого героя мы стараемся представить в фильме «Метро».
Неудивительно, что жанровый прорыв произошел в конце 70-х: тот самый «Экипаж» был чем-то вроде предвестника перестройки. После него были сняты «34-й скорый» — про пожар в поезде, «Тревожное воскресенье» — про пожар на танкере, «Размах крыльев» — об отказавших двигателях самолета. И все быстро закончилось. То ли реальными бедами — Чернобылем и затонувшим «Адмиралом Нахимовым». То ли тем, что в СССР («Поезд вне расписания») и Голливуде («Поезд-беглец») одновременно сняли сюжет о мчащемся без управления составе. Страшно подумать, что фильм «Метро» может оказаться пророческим. Но Игорь Толстунов успокаивает: «Выход нашей картины запланирован на конец 2012 года — именно в это время прогнозируется конец света. Поэтому протечка в метро на фоне такого масштабного коллапса выглядит сущей мелочью».
В общем, жанра катастроф у нас в кино, как секса в СССР, не было. А теперь есть. Пока доделывается «Метро», Тимур Бекмамбетов уже под этот Новый год покажет разрушительное нашествие инопланетян на Москву в фильме «Фантом».
Ирина Любарская