За шумом, поднявшимся вокруг пыток в казанском отделе полиции «Дальний», многие не заметили другого громкого разоблачения беспредела силовиков. В Рязани по подозрению в вымогательстве взяток в особо крупном размере была задержана почти вся верхушка областного ГИБДД во главе с начальником управления Александром Алфосовым.
Конечно, самим фактом взяточничества со стороны гаишников уже никого не удивишь. Поражают масштабы. Немногим больше чем за полгода присланным из разных регионов России руководителям автоинспекции удалось наладить здесь настоящую коррупционную пирамиду. Деньги должны были сдавать все, начиная с простых инспекторов и заканчивая перевозчиками опасных грузов и директорами автошкол. Сейчас по коррупционному скандалу в общей сложности возбуждено восемь уголовных дел. Но в СК не скрывают: это лишь вершина айсберга.
Обо всех ступенях этой пирамиды — в материале корреспондента «МК».
Начальника областного ГИБДД Александра Алфосова поймали с поличным в собственном кабинете после получения очередной взятки в 459 тысяч рублей. Сейчас оперативная съемка с его участием — один из хитов Интернета. В ролике «настоящий полковник» даже не утруждает себя пересчетом купюр во внушительных пачках банкнот. Кто ж его обманет?
Когда, уже после получения «дани» в кабинет Алфосова вошли сотрудники Управления собственной безопасности МВД, переодетые для конспирации в знакомую всем автомобилистам форму гаишников, главный рязанский госавтоинспектор сперва попытался выставить их с кулаками. Одному из оперативников даже сломал палец. На суде адвокат Алфосова, кстати, уже четвертый по счету, этот факт попытался вывернуть в его пользу: дескать, наш глава ГИБДД принял оперативников за своих подчиненных — вот и решил проучить зарвавшихся инспекторов. Но даже в этом случае его реакция заставляет задуматься о царящих в святая святых рязанского ГАИ нравах. Представьте, заходят к вам в кабинет подчиненные, а вы сперва пытаетесь запереться от них на замок, а потом набрасываетесь на них с кулаками.
Тем более, по мнению следователя, Алфосову сразу дали понять, кто и зачем нагрянул к нему с визитом.
— Начальник УГИБДД оказал сопротивление сотрудникам управления собственной безопасности, хотя они представились и объяснили цель своего визита. После чего попытался скрыться в комнате отдыха, — проясняет детали следователь по особо важным делам СУ СК по Рязанской области Андрей Мезин.
Комната эта имеет одну полезную особенность — выход к черному ходу, а затем на улицу. Скорее всего, именно этим путем «экстренной эвакуации» и решил воспользоваться Алфосов. Хотя вариантов много. Он мог, к примеру, выбросить деньги в окно или спустить их в унитаз. Когда оперативные сотрудники проникли в «комнату релаксации», деньги лежали на диване, аккуратно прикрытые милицейской фуражкой.
— После пресечения противоправной деятельности начальника ГИБДД, мы выехали на место происшествия, чтобы произвести осмотр. На вопрос, откуда появились деньги, он ответил, что их ему подбросили сотрудники, — говорит следователь. — От дальнейших комментариев отказался, но попросил сделать пару звонков. Мы не препятствовали, поскольку задержан он пока не был.
Живой труп
Через час на место прибыли адвокат и бригада «скорой помощи». Причем медработники вызвали у присутствовавших явное недоумение.
— Сколько работаю, но не видел, чтобы в бригаде врачей были одни мужчины, причем мягко говоря странной наружности, — объясняет следователь.
Начальнику ГИБДД измерили давление: оказалось, что «верхнее» подпрыгнуло аж до 320. И это при том, что максимальное систолическое давление, зафиксированное у живого человека, — 310.
— Я еще заметил, что такого деления даже на тонометре нет. Но один из докторов указал на прибор со словами: «Видите, за триста зашкаливает...» И это при том, что все время, пока шел осмотр места происшествия, начальник ГИБДД на здоровье не жаловался, спокойно читал книгу. А двумя часами ранее дрался с двумя сотрудниками УСБ.
Дальше медики срочно потребовали снять ЭКГ. Носилки, чтобы донести пациента до дивана, бригаде не потребовались: он самостоятельно дошел до кушетки. Тогда, чтобы проверить рекордные показатели, была вызвана еще одна бригада «скорой». Они тоже зафиксировали повышенное давление, но уже не за гранью разумного. Сделали укол, порекомендовали госпитализацию. Захворавшего главного автоинспектора привезли в областной кардиодиспансер, но там оснований для экстренного помещения в стационар не выявили. Направили в медсанчасть УВД Рязанской области, но и здесь причин для срочной госпитализации не нашли.
Тогда Александра Алфосова повезли на следственные действия. Но через некоторое время он опять потребовал «скорую».
— Вызванные медики зафиксировали повышенное давление, но опять же сказали, что это не повод для госпитализации. В итоге уже мы настояли, чтобы его поместили в больницу и нормально обследовали, — объясняет следователь. — Утром консилиум врачей сделал вывод, что следственные действия с начальником ГИБДД проводить можно, после чего он был задержан в порядке статьи 91 УПК РФ, а спустя 7 дней ему было предъявлено обвинение по части 5 (пункт «б», «в») статьи 290 — «получение взятки в крупном размере с вымогательством».
Следом против него были возбуждены еще три уголовных дела — все по той же 290-й. Но и это не предел, уверяет следователь. Скорее всего, эпизоды будут множиться в геометрической прогрессии.
Показаний ни по одному из обвинений Алфосов так и не дал, сославшись на плохое самочувствие.
«Оленьки» по тридцать тысяч
На чем же погорели Алфосов и его заместитель? Во-первых, это продажа «красивых номеров».
— Предположительно, в начале 2012 года подозреваемый потребовал от подчиненных ему сотрудников подразделений МРЭО осуществлять выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили с полностью или частично одинаковыми цифрами за денежное вознаграждение, — объясняет следователь.
Впрочем, любой автомобилист удивится: «Ну и что? Везде ведь так!» Все знают: хочешь, чтобы капот украшали «Светочки» или «Оленьки» (для непосвященных — номера с буквами ССС или ООО), плати. Одни договариваются «по знакомству», другие находят явки-пароли на автомобильных форумах. Цены везде плавающие: как уболтаешь. В Рязани же выдача «красивых жестянок» осуществлялась централизованно: в каждый МРЭО был спущен квиток, где четко было прописано, сколько денег и за какой номер нужно отдать в главное управление.
Так за три одинаковые цифры или буквы — например, 777 или ООО — «наверх» нужно было отнести от 30 тысяч. Выполнение требований строго проверялось: базу «блатных» номеров, предположительно, контролировал лично заместитель Алфосова. Он, кстати, тоже сейчас находится в СИЗО. Но об этом позже.
Сдачу экзаменов на права Алфосов также не обошел своим вниманием.
— Также начальник УГИБДД подозревается в том, что потребовал от подчиненных положительно оценивать сдачу экзаменов на право управления транспортными средствами только за денежное вознаграждение, которое потом, естественно, передавалось ему. В Рязани за каждого ученика нужно было заплатить по три тысячи рублей, в районах — по тысяче. Сотрудники вынуждены были предъявлять требования к директорам автошкол, а те, в свою очередь, к ученикам, — объясняет старший помощник прокурора Рязанской области по взаимодействию со СМИ Дмитрий Плоткин.
Если учесть, что в группе одновременно могут обучаться 20–30 человек, а «классов» в автошколе обычно несколько, суммы получаются немаленькие. Но и этим фактом уже никого не удивишь. Все знают: не заплатив, сдать «город» практически невозможно. Правда, настырным особам обычно везет: после четвертого-пятого визита инспекторы все же начинают жалеть «клиента». Поэтому в автошколах Рязани решили просто не допускать учеников до повторной сдачи, пока не заплатят.
«Завалил экзамен в ГАИ на „городе“, а на повторный не пускают. В автошколе сказали: „Хочешь пойти — плати 5000“. Друг учится в другой автошколе — у них такая же ерунда. Кто-нибудь знает, что происходит?» — эту запись на форуме в конце декабря 2011 года оставил один из наивных соискателей прав.
Чудесным образом показатели по провалившим «город» водителям в Рязани достигли абсолюта.
— Был случай, когда ни один из двадцати учеников не сдал «город», — рассказывает Плоткин. — Это было незадолго до задержания Алфосова. А уже после при повторном экзамене сдали почти все.
Отказ от «палочной системы» взамен коррупционной
Неужели до назначения Алфосова в рязанском ГАИ взяток не брали? Естественно, брали. Но не было четко отработанной схемы, с прейскурантами и даже графиками сбора дани. По крайней мере хочется в это верить.
Александр Алфосов занял кресло бывшего начальника ГИБДД Василия Задубровского в сентябре 2011-го, после того как последний скомпрометировал себя в некоем ДТП. Прежде Александр Анатольевич руководил спецполком ДПС ГУ МВД в Подмосковье и, по слухам, активно муссирующимся особенно теперь, должен был вернуться обратно с повышением и опробированной в рязанском регионе схемой.
— Мне кажется, система, при которой кадры присылают из других регионов, заведомо губительна. Ведь если человек живет и работает в одном месте, у него здесь семья и дети, ему выгоднее строить отношения по закону. А тем более в провинции, где все друг друга знают. У приехавших же нередко одна цель — поднять как можно больше денег и отчалить, — высказывает свое мнение старший помощник прокурора Дмитрий Плоткин. — И ситуация с Алфосовым как нельзя лучше это иллюстрирует.
Во время своей первой пресс-конференции новый глава ГИБДД, как это и положено, рассказал о своих методах работы. Честно рассказал, ни в чем не соврал.
Вот, например, первые месяцы он назвал пробными: «У меня есть правило: три месяца наблюдаю за сотрудниками, не совершая никаких кадровых перестановок, а потом уже делаю выводы и принимаю какие-то решения. Так что пока мы притираемся...»
И действительно, коррупционная схема начала работать только в конце 2011-го — начале 2012-го.
Или, например, Алфосов пообещал отказаться от «палочной системы». Действительно, зачем, когда можно перейти фактически к полюдью, практиковавшемуся еще в Средневековье?
У Александра Анатольевича три высших образования: техническое, юридическое и, что немаловажно, экономическое. А на предыдущем месте службы отмечают его настойчивость в достижении поставленной цели. И ведь не поспоришь...
Абонемент на проезд по дорогам Рязани
Но с кого и за что собирало дань руководство областного ГИБДД? Один из сотрудников на условиях анонимности согласился в деталях рассказать обо всех векторах коррупционной схемы.
Итак, начнем с самого низа — с экипажей, которые ежедневно выходят на дороги и с которыми встречается каждый водитель.
— Всего у нас четыре подразделения: спецрота, обеспечивающая кортежи сопровождения, отдельный батальон, работающий в городе, а также первая и вторая роты, обслуживающие дороги в области, — объясняет собеседник. — Понятно, что со спецроты особо ничего не возьмешь. А вот, например, на дежурство в городе ежедневно выходят 50 экипажей. С каждого за смену по поручению руководства собирались по 5 тысяч рублей. В итоге получается по 250 тысяч рублей ежедневно.
То есть в месяц только с одного городского батальона предположительно получалось по семь с половиной миллионов. Нехило! А есть еще первая и вторая роты. Впрочем, по словам собеседника, первая рота взбунтовалась и платить отказалась. Итогом стали постоянные проверки и взыскания. Правда, к увольнениям они не привели. «Он просто не успел никого отстранить — попался...» — объясняет собеседник.
Еще одна прибыльная статья доходов — это бензовозы. Дело в том, что на перевозку опасных грузов требуется разрешение, а маршруты должны быть согласованы с территориальными органами ГИБДД. Получение этих документов, как у нас водится, занимает довольно много времени. Поэтому делалось проще.
— Экипаж дежурил около офиса нефтеперерабатывающей компании в Рязани. У них были списки всех перевозчиков, у которых временно отсутствуют необходимые бумаги. А дальше бензовозы тормозили и не выпускали в рейс, пока владельцы не оплатят «за проезд». С простых перевозчиков требовали по 50 тысяч рублей, с реализаторов — по сто.
Но и эта схема была не слишком выгодна как начальству инспекции, так и хозяевам перевозящих топливо машин. Пока владелец бензовоза привезет необходимую сумму, пока передаст... Груз все это время простаивает. Поэтому практиковался более очевидный вариант.
— Владельцам просто предлагалось купить «абонемент», или, как называл его Алфосов, «иммунитет», — продолжает собеседник. — Расценки были разные, к каждому у него был свой подход: с одними сходился на 800 тысячах, с другими — на нескольких миллионах.
Визитки из чистого золота
Почти та же система применялась и к желающим установить рекламные щиты на обочинах дорог.
— Хочет, например, некий владелец стоматологической клиники рассказать о своих суперценах автомобилистам. Ему говорят: подавайте заявку, будем рассматривать. Месяц. Потом выясняется, что, например, в этом, наиболее выгодном для рекламных щитов месте скорее всего проходит кабель. Да и билборд нестандартных размеров. Одним словом, платите — и мы закроем на все эти нюансы глаза, — моделирует ситуацию наш источник.
Перевозка негабаритного груза — тоже существенная статья дохода. Чтобы плиты или балки без проблем и пробок проехали по городу к месту стройки, нужны машины сопровождения. А кто ими ведает? Конечно же, начальник ГИБДД.
— Так, удалось установить, что директор одной строительной фирмы, возводящей мост, попросил автомобили сопровождения для перевозки железобетонных балок по Рязани. Алфосов не возражал, но потребовал от подчиненного выделить машины только за денежное вознаграждение в размере трех тысяч рублей за каждую балку, — поясняет старший помощник прокурора Дмитрий Плоткин. — Всего было перевезено 39 балок на общую сумму 127 тысяч рублей.
По словам нашего анонимного источника, «черная» бухгалтерия велась скрупулезно.
— Все оплаты фиксировались в журнале, а в конце месяца состыковывались. Тогда-то и выяснялось, кто недоплатил, кто задерживает. А под конец, видимо, для удобства расчетов, директоров автошкол обязали сдавать деньги не раз в месяц, а раз в неделю. При этом дань собиралась беззастенчиво, чуть ли не напоказ. Я несколько раз заходил в кабинет к Алфосову, так прямо на столе лежали пухлые конверты.
Понятно, что при таких аппетитах начальник ГИБДД не чурался роскоши. Рассказывают, что для избранных он специально изготовил номерные визитки с окантовкой... из сусального золота. Что уж говорить о простых человеческих радостях в виде «красивого» номера на личном автомобиле. Завидев на дороге белоснежный автомобиль с буквами ААА в номере, все сразу знали, что едет Алфосов Александр Анатольевич.
Кстати, если мы уж снова заговорили о «красивых» номерах, то нужно пояснить, что изначально это скорее всего была «вотчина» правой руки Алфосова и его зама Валерия Вышинского. Он сейчас тоже находится в СИЗО, подозревается по все той же 290-й статье. Только сумму ему вменяют чуть больше — 900 тысяч рублей.
Вышинского, как и Алфосова, направили поднимать рязанскую ГАИ со стороны — до октября 2011 года он служил начальником ГИБДД Минераловодского района. На родном Ставрополье он и попытался спрятаться, когда понял, что на новом месте службы запахло жареным.
А бояться ему, видимо, было за что. Ведь, как поясняют источники в ГИБДД, сперва сбор податей за «красивые» номера и водительские права был именно на нем. Часть он, предположительно, оставлял себе, другую передавал начальнику. Правда, потом коллеги не сработались. Вышинский взял отпуск и уехал за границу, Алфосов же назначил других людей, которые должны были собирать дань с МРЭО.
После отдыха по месту службы Вышинский почему-то возвращаться не захотел, а поехал в родные Минводы. Там его и задержали.
— После того как было установлено местонахождение замначальника УГИБДД, была разработана целая спецоперация. Дело в том, что у него довольно серьезные связи на Кавказе, отец занимал высокий пост в ГУ МВД по Ставропольскому краю, а это могло усложнить его задержание, — объясняет следователь. — Но сработали все оперативно, после задержания его на автомобиле доставили в Рязань, где арестовали, а затем предъявили обвинения. Еще по трем эпизодам он пока проходит как подозреваемый.
Под подозрением — полгорода?
Не брезговали руководители рязанской Госавтоинспекции и более мелкими «сделками». Еще один эпизод этого уголовного дела можно описать как с паршивой овцы хоть шерсти клок. В нем, кстати, фигурирует третий обвиняемый — инспектор по особым поручениям Алексей Кристалев. Инспектор этот нарушил Правила дорожного движения прямо под носом у поста ГИБДД, но подчиненные почему-то протокол не составили.
— Сотрудники были наказаны, но этого оказалось мало. Начальник и его заместитель с проштрафившегося экипажа потребовали приобрести для каждого из них по мобильному телефону стоимостью 16 тысяч рублей. В противном случае всех грозили уволить, — объясняет следователь.
Сам же Кристалев потребовал с «невнимательных» инспекторов сто тысяч рублей, которые те, испугавшись потерять работу, передали ему в кратчайшие сроки. Сейчас инспектор, как и оба его начальника, обвиняется по все той же 290-й статье. Кстати, Кристалев — единственный из троицы, кому разрешили выйти под залог. В три миллиона рублей. Интересно, откуда у инспектора, хоть и по особо важным поручениям, такие деньги?
На сегодняшний день обвиняемых трое. Но в СК не отрицают, что круг привлеченных к ответственности лиц будет расти. Ведь по сути преступниками являются все звенья этой цепочки: и простые автолюбители, отдававшие свои кровные за права, и директора автошкол, владельцы бензовозов, и постовые, и начальники МРЭО. Одним словом все, кто поддался системе.
— Впрочем, как посредники, так и взяткодатели на основании примечаний к ст. 291 УК РФ освобождаются от уголовной ответственности при добровольном сообщении и активном сотрудничестве со следствием, — говорит следователь Андрей Мезин. — Если же о факте взятки мы узнаем первые, такого шанса у них уже не будет. Здравомыслящему человеку, как мне кажется, целесообразнее сообщить. К нам сейчас многие по этому делу обращаются.
Невольно задумаешься: сколько же таких городов по всей России? И в каждом свои алфосовы, вышинские, кристалевы. Только успевай сажать. А потом не проходит и года, как на их место приходят новые. И колесо начинает крутиться с новой силой. По-другому у нас нельзя. Прав был Александр Герцен: «Если бы в России строго выполнялись все законы и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна».
материал: Анастасия Гнединская