— Ирина Леонидовна, что нужно сделать с театром в первую очередь?
— Самое главное, чтобы театр вернулся к первозданному статусу — соответствовал слову ЦЕНТРАЛЬНЫЙ, стал центром кукольного искусства России и СНГ.
— Ну а нет сейчас кризиса идей — на какую тему ставить спектакли?
— Как раз за последние пять лет эта идея сформировалась. Методом проб и ошибок. Смотрите — до конца 2013 года огромный премьерный замах: аж четыре спектакля! Наши легендарные мастерские буквально завалены заказами. Причем сейчас вступили в такую стадию, когда с помощью кукол можно говорить на другом языке и на другие темы: взять, например, «Старый сеньор и...» по Габриэлю Гарсиа Маркесу или «Синюю птицу» — масштабное полотно с декорациями Бориса Мессерера. Или спектакль «Нос», который ставится совместно с компанией Филиппа Жанти: наши актеры оказались способными работать в новой пластической структуре, и это будет этакий симбиоз эстетики Жанти с одной стороны, и Образцова — с другой (тростевая кукла и пластичные людские образы). Наконец, четвертая премьера (в конце ноября) — спектакль Бори Константинова для самого сложного возраста 3-5 лет...
— Внутри труппы сейчас нет конфликтных ситуаций? Коллектив в своей массе — за вас?
— Мне трудно сказать. Вчера мне очень многие позвонили, поздравили... Но... за короткое время какая-то очередная анонимка появилась. Смешная, даже говорить не хочется. Это всегда было, есть и будет. Но для меня — человека мнительного — это, конечно, неприятно. Говорят же, что театр — это «террариум единомышленников».
— Дай бог вам держаться...
— Постараюсь. Хочу сказать, что у нас — очень сильная труппа и ее возможности огромны! Надо только помочь. В частности, мы хотим реализовать образцовскую идею на счет образовательного центра: наше здание строилось именно с таким прицелом — под школу, под лабораторию. Пока Московской школы кукольников не существует. Есть Санкт-Петербургская школа, есть училища в Нижнем Новгороде, в Воронеже... Москва все время делала какие-то попытки (в «Щуке», в ГИТИСе), но это были мелкие вбросы. Так вот сейчас на базе театра Образцова есть возможность создания такой школы. Тем более, еще есть люди, способные научить, передать мастерство: потому что кукловождение — это целая наука.
— А помещение для этой школы есть?
— Конечно, сегодня мы там делаем ремонт: оно очень долго находилось под арендаторами. И всевозможными исками этих арендаторов убрали. Получив, увы, здание в вандальном виде — были вырваны розетки, унитазы... сейчас ремонтируем все. И в октябре-ноябре уже пустим туда первых людей, реализующих учебную программу. Немаловажно, что там же будет помещение для тренажа актеров — им постоянно нужна и физподготовка, занятия вокалом etc. Там же появится небольшая сцена, куда мы перенесем наши музейные спектакли.
— Вы сказали, что у вас лучшие кукольные мастерские — а почему ж тогда Лучин заказывал куклы на стороне?
— Да потому что наши просто не справляются с такими масштабами. И это не только изготовление новых кукол. Спектакль — живой организм, вот он вышел, а потом режиссер несет куклу мастерам — «а мне теперь надо, чтоб она драться умела». Руки-ноги снимаются, создается иной механизм. Так что наши мастерские не простаивают ни-ког-да! Поэтому часть кукол и делается на стороне.
— А бюджетное финансирование — на уровне?
— Не так плохо, поверьте. Тем более, нам (всем театрам) пообещали увеличить на 30% зарплату... Хотя она в среднем у актера подбирается к 55-60 тысячам в месяц. Из этих денег где-то 8000 руб. — бюджетная часть, остальное — грантовая составляющая, плюс за перевыполнение нормы выплаты, плюс премии в конце квартала и года... Документы в декабре подписывала, так многие актеры, считая с премиями, получили от 90 000 и выше.
— А глобальный ремонт пока не требуется?
— Он перманентно идет. У нас изменился фасад, например: возникли на стене театральные баннеры. На нашем светящемся табло теперь название театра, а не ресторана, как прежде... все развивается в нужном русле!
материал: Ян Смирницкий