Как обезопасить свой багаж от аэропортовых грабителей? Что делать, если у вас украли ценные вещи? И на что рассчитывать пассажирам, чей багаж не украли, но сильно повредили?
По статистике ежегодно в мире пропадает (навсегда или временно) более 20 млн единиц багажа. По данным швейцарской компании SITA, специализирующейся на IT-услугах в авиации, в прошлом году показатель составлял 21,6 млн чемоданов/сумок/рюкзаков. Если пересчитать эту цифру на количество пассажиров (в 2016 году авиатранспортом воспользовались 3,77 млрд человек), то получится, что на 1000 человек исчезает 5,73 единиц багажа. На первый взгляд не так-то много, но статистика не учитывает частичной потери багажа, а именно ценных вещей — техники, одежды, ювелирных украшений и даже продуктов питания. Все это пропадает на этапе погрузки/разгрузки чемоданов и сумок в самолет и с самолета или на этапе хранения багажа во время ожидания пересадки.
Перед отлетом
Как рассказала АиФ.ru бывшая работница одного московского аэропорта Анна К., кражи вещей из багажа пассажиров — обычное дело как в столичных воздушных гаванях, так и в европейских. «Знаю много историй, когда вещи пропадали в аэропортах Франции или, например, Голландии», — рассказывает девушка. По ее словам, уследить за работающими с чемоданами грузчиками очень сложно, а основная часть краж происходит во время погрузки (или разгрузки) багажа в самолет — там нет видеокамер.
В особой зоне риска пассажиры, путешествующие рейсами с длительными пересадками. Недавно с кражей вещей в белградском аэропорту Никола Тесла столкнулась корреспондент АиФ.ru — за время многочасовой пересадки сербские грузчики поживились итальянским вином, почти килограммом пармезана и швейцарским ножом.
У грузчиков, обслуживающих склады, где багаж дожидается вылета, больше возможностей вскрыть сумку и выбрать ценные вещи, поясняет Анна К. По ее словам, подсказать, в каком чемодане лежит дорогостоящий груз, грузчикам могут и работники аэропорта, досматривающие содержимое багажа на специальном сканирующем оборудовании.
«Не надо рассчитывать на замки на чемодане, в том числе кодовые. Люди, промышляющие кражами, вскрывают их с закрытыми глазами», — говорит Анна.
Лучший способ сохранить ценные вещи — замотать чемодан специальной пленкой. Эта услуга предоставляется практически в каждом аэропорте. Задача злоумышленников — совершить кражу без следов взлома, чтобы потеря была обнаружена уже после того, как пассажир покинет здание аэропорта. В случае если багаж будет упакован в пленку, постороннее вмешательство сразу бросится в глаза.
Если тратить деньги/время на заматывание чемодана не хочется, сделать это можно самостоятельно, упаковав багаж в обычную пищевую пленку (возьмите дополнительную коробку с пленкой в путешествие с собой, чтобы воспользоваться ей на обратном пути).
Возместить потери от кражи ценных вещей поможет страховка. Пригодится она и в случае, если безвозвратно пропадает весь багаж. У читательницы АиФ.ru москвички Аси Г. похитили чемодан в Доминиканской республике — пришлось убить целый день на покупку новых вещей (сарафанов, купальника, косметики) и потратить деньги, отложенные на экскурсии и подарки близким. Страховка багажа, как правило, оформляется вместе с медицинским полисом путешественника, и стоит немного. Например, стоимость полиса, включающего эту опцию с суммой страхового покрытия 300 евро, начинается от 600 рублей, без нее — от 360 рублей (при условии путешествии в страны-члены Шенгена на неделю). Страховка в государства Латинской Америки или Юго-Восточной Азии дороже. Например, недельный полис в Таиланд со страховым возмещением 300 долларов за багаж, обойдется минимум в 1500 рублей. Без этой услуги страховка стоит от 1300 рублей.
Надо сказать, что страхование распространяется только на те сумки и чемоданы, которые сдают в багаж. Проще говоря, если вдруг из вашей ручной клади украдут кошелек, в этом случае полис действовать не будет.
Что нельзя оставлять в чемодане
Однозначно в чемодане нельзя оставлять следующие вещи:
— Ноутбуки, фотоаппараты, смартфоны, планшеты, — словом, любую технику и даже аксессуары. У москвички Ксении М., летевшей в столицу из Афин, украли зарядку для телефона;
— Ювелирные украшения;
— Документы;
— Деньги;
— Новую одежду с бирками — ее мошенникам легче сбыть на тех же сайтах бесплатных объявлений.
После прилета
После того, как на стойке регистрации пассажир сдает багаж, ответственным за сумку или чемодан становится перевозчик. Именно он отвечает за сохранность личных вещей пассажира. По словам юриста Heads Consulting Анастасии Худяковой, это правило прописано в договоре о перевозке, который заключает пассажир при покупке авиабилета (или багажного места, если его перевозка оплачивается отдельно).
Чаще всего отсутствие части багажа пассажиры обнаруживают далеко за пределами аэропорта — мало кто после получения чемодана открывает его и проверяет содержимое. И это главная ошибка. По словам директора AirHelp по Восточной Европе Евгения Лонского, доказать факт воровства проще именно в аэропорту. Поэтому если вы везете вещи, которые теоретически могут заинтересовать грузчиков, не поленитесь после получения багажа открыть его и проверить содержимое — признаки внешнего вмешательства будут заметны сразу.
На месте нужно составить заявление в адрес перевозчика, указать дату перелета, время и номер рейса, багажную квитанцию. В идеале, если у вас будут свидетели, которые подтвердят, что вы паковали пропавшую вещь в чемодан. Если свидетелей нет, а ценную вещь взять в ручную кладь возможности нет, снимите видео на телефон, как кладете ее в чемодан.
Если представителей перевозчика на месте не оказалось, вам следует обратиться на стойку с надписью Lost & Found. При путешествии с пересадкой разными авиакомпаниями, претензию необходимо составлять на имя последнего перевозчика.
«Если вы обнаружили пропажу не сразу, претензию можно составить и позже. Но тогда шансы на получение компенсации снижаются до минимально возможных. <...> Если у вас имеются платежные документы или декларации, касающиеся утерянных грузов, оформленные перед отбытием, подтверждающие стоимость утраченного по вине перевозчика имущества, они так же должны быть предоставлены. После подачи претензии вас ждет долгая и, как правило, непростая работа по защите собственных интересов», — указывает Худякова.
После получения обращения, перевозчик берет три недели на поиск пропавших вещей. Более того, следует иметь в виду, что авиакомпания может рассматривать ваше заявление в течение 30 (!) дней.
При позитивном сценарии, если через 21 день после обращения, вещи вам так и не вернули, вы можете рассчитывать на возмещение ущерба. «За утерю багажа без объявления ценности — 600 рублей за каждый килограмм (п. 1 ст. 119 Воздушного кодекса РФ). Если вещи доставлены пассажиру с задержкой, то он также может получить компенсацию, это оговорено в ст. 15 Воздушного кодекса РФ. В случаях, когда багаж теряется в странах-участницах Монреальской конвенции, денежное возмещение будет больше: за багаж без объявления ценности выплатят тысячу прав заимствований (примерно 81 тысяча рублей)», — добавляет Лонский.
В свою очередь Анна Худякова предупреждает, что чем выше вы оцениваете ущерб от потери багажа, тем меньше шансов на выплату всей суммы со стороны перевозчика. «Если никаких доказательств заявленной стоимости потерянных вещей нет, то и доказать, что в чемодане вы провозили, например дорогую цифровую технику, а не предметы одежды и средства гигиены, будет крайне сложно», — говорит она.
А если багаж не украли, но повредили?
Еще одна неприятность, с которой сталкиваются авиапассажиры, — поврежденный багаж. Следует иметь в виду, что за него тоже полагается компенсация.
«В ситуациях, повреждения обнаружены сразу после получения багажа, действует то же правило, что и с потерей багажа — нужно обратиться к представителям перевозчика в аэропорту и составить претензию. Если ущерб обнаружен уже дома, нужно звонить по горячую линию перевозчика или аэропорта. Они объяснят, куда отправить заявление, фотографии испорченных вещей и копии документов (авиабилета, посадочного талона, багажной бирки, документа, удостоверяющего личность). Для внутренних рейсов предъявить жалобу можно в течение 6 месяцев (ст. 126 Воздушного кодекса РФ), для международных рейсов — в течение 7 дней (ст. 127 Воздушного кодекса РФ)», — поясняет Лонский.
Между тем Худякова указывает, что добиться возмещения ущерба сложнее, чем с потерей багажа. Дело в том, что пассажиру придется доказывать размер понесенных убытков. «Если пропавшая или поврежденная вещь была задекларирована или у вас сохранился товарный или кассовый чек, то вы можете настаивать на конкретной сумме компенсации. Если этих документов нет, то придется заявлять стоимость поврежденных или утраченных предметов. Перевозчик может с вами не согласиться и, либо предложить «компромиссную» сумму, ниже заявленной, либо отказать вовсе», — говорит юрист.
С отказом можно идти в суд и требовать с перевозчика компенсации. На практике суды чаще всего занимают сторону потребителя и обязывают перевозчиков осуществить выплату, опираясь на рыночную стоимость утраченного по вине перевозчика имущества.
Елена Трегубова