Жанр, который не определён в своих правилах. Ясно одно: он должен рождать страх в глазах смотрящего или же отражать этот страх в самих персонажах.
Представленные ниже фильмы ужасов отличаются от тех, что выходят в наши дни, крайне сильно. Тут не будет скримеров ради скримеров, каких-то вызывающих омерзения кадров, ведь сам Кристофер Ли, например, говорил, что фильмы ужасов, а вернее «фильмы фантазии», не нуждаются в этих приёмах. Это поэтичный каскад страшных образов и увлекательнейшие фильмы с невероятной атмосферой, которую можно было создать только в то время.
Несмотря на то, что многие из этих фильмов имеют литературную основу, некоторые из них сильно вдохновлены «Немецким Экспрессионизмом», иногда повторяя какие-то сцены кадр в кадр, но тем не менее оставаясь автономными и аутентичными в своей художественности.
Дракула
Фильм, породивший начало для эксплуатации фильмов ужасов в Голливуде. Существо ночи в длинном плаще со стоячим воротником и в чёрном фраке — всё это Бела Лугоши в образе главного вампира кинематографа. В этом и заключался главный ужас — он был похож на обычного человека, который, тем не менее, был монстром.
Именно здесь фильм копирует некоторые сцены из фильма «Носферату: Симфония Ужаса» кадр в кадр.
Франкенштейн
Оно живое! Оно живое!!!
Именно в этом фильме прозвучала фраза, попавшая в сотню самых знаменитых цитат из американских фильмов. Классика с удивительным подтекстом и вторым планом, который, хотя и смещён к минимуму, не теряет своего шарма и ужаса одновременно. Человек, возомнивший себя Богом, создаёт существо по своему образу и подобию.
Удивительной силы фильм, который поражает прежде всего персонажем, из-за которого весь фильм и был создан. Чудовище Франкенштейна, созданное актёром Борисом Карлоффом, стало культовым и каноничным образом, который эксплуатировался во множестве последующих фильмов. Помимо литературной основы тут много аллегорий с кинолентами «Кабинет Доктора Калигари» и фильмом «Голем» тех же немецких кинокудесников 20-х годов...
Фильм принёс небывалый коммерческий успех.
Доктор Джекилл и Мистер Хайд
Фильм-конкурент от Paramount Pictures, ведь два предыдущих фильма были от Universal.
Основанный на классике Стивенсона, фильм имел ошеломительный успех во многом благодаря игре актёров, в особенности главного героя, получившего «Оскар» за исполнение двух ролей. Помимо этого фильм может похвастаться техническим мастерством: метаморфозы Джекилла и Хайда, операторская работа и субъективная камера, работа с зеркалом и прочие интересные трюки.
Фильм получил призы на первом в мире Венецианском кинофестивале за лучшую мужскую роль и лучший оригинальный сценарий.
Убийство на улице Морг
Экранизация одноимённого романа Эдгара Алана По.
И хотя отсылок к немецкому «Кабинету Доктора Калигари» тут больше, чем у любого другого фильма, он кажется совершенно иным произведением. Во многом это происходит из-за первоисточника.
Бессмертный детектив с элементами ужаса, в котором блистательно сыграл всё тот же Бела Лугоши в совершенно другом, хотя тоже отрицательном образе.
Человек-невидимка
Ещё одна экранизация Герберта Уэллса. Фильм, как и предыдущие, породил множество сиквелов, хотя они не имели подобного резонанса и успеха.
Фильм был участником Венецианского кинофестиваля и, хотя не претендовал на главный приз (Кубок Муссолини, нынешний Золотой Лев), всё же был отмечен «специальной рекомендацией».
Примечательно, что это был первый полнометражный фильм, полностью дублированный в Советском Союзе, поэтому в нашей стране это, можно сказать, был хит.
Сергей Брыляков