Дни бегут, а работа не движется. И это ужасно.
От того, что я буду себя ругать, ничего не изменится. Мне надо сесть и писать книгу «Курить, чтобы бросить!». Материал собран. Надо его расположить в правильном порядке, сделать добавления, убрать лишнее, переписать скучное.
Конечно, есть обстоятельства, которые мешают, но это всё самооправдание. Можно оправдать что угодно.
С другой стороны, это неизбежно.
Если я раньше не понимал: ну, как же так, один хорошо известный мне писатель (мы с ним были дружны) уже пятнадцать лет пишет один роман и никак не может дописать. Талантливый писатель! Выпустил несколько книг, они были изданы миллионными тиражами. Его лучшие произведения экранизировали. По натуре своей он человек не публичный: никогда не хотел фотографироваться, нигде не выступал, отказывался от интервью, бесед и в профессиональной среде слыл нелюдимым, затворником.
Когда бы я ему ни звонил, он всегда говорил: «Работаю. Пишу. Собираю материал, езжу в архив, всё проверяю». Он писал роман о войне.
И вот теперь я его понимаю. Понимаю его состояние, когда ты хочешь, но не садишься и не пишешь, а всё откладываешь и откладываешь. Такое бывает у каждого писателя, режиссёра, художника, композитора.
С каждым годом всё больше и больше понимаю великого педагога, талантливого писателя, яркого публициста Симона Львовича Соловейчика. Мы были с ним дружны почти сорок лет. Я не понимал, когда он закрылся от всех, ибо работал над своей «Последней книгой». Да-да, она так и называлась и, к сожалению, действительно стала последней. Всем, у кого есть дети, а также тем, кто интересуется вопросами педагогики, настоятельно рекомендую прочесть.
Вопрос творчества сложный, психология творчества ждёт своих исследователей. Но понятно, писатель, режиссёр, художник и композитор могут себе позволить расслабление, а вот у врача этого не может быть, и у педагога тоже.
Хочешь, не хочешь — идёшь и лечишь. Хочешь или не хочешь — идёшь и проводишь урок, учишь.
А кто-то так движется по течению, по привычке. Работает, работает, а потом выходит на пенсию.
Мои любимые строчки:
Человек бежит по жизни, не жалея ног
Дом — работа, дом — работа, отбывая срок.
Выходные — передышка, отпуск как привал.
Старость, пенсия, одышка — ты сюда бежал?
Время от времени звонил на фирму. Ну и смотрел, кто как работает — трансляция-то включена. Трансляцию практически никто не ведёт. Я делаю вид, что не вижу. Вот закончим переход со старой версии на новую, и возьмусь за трансляцию. Я по-прежнему уверен, что трансляция может стать одним из самых интересных аспектов нашей фирмы.
Сейчас многие ведут блоги, в том числе и онлайн, но у нас это совсем другое дело, всё иначе.
Хорошо, что сегодня немного погулял.
Сделал несколько звонков. Среди моих знакомых (скорее даже приятелей, чем даже знакомых, в это число входят и мои ученики) есть несколько человек, с которыми я не общался лет шесть-семь, а то и десять. Сейчас мне потребовалась от них некоторая помощь. Я им позвонил и, к моей радости, никто не отказался попробовать мне помочь. Это тронуло меня до слёз.
Вот так и прошла суббота.
Вечером, как всегда, наслаждался просмотром фотографий новых солистов. Как хочется, чтобы каждый из них начал заниматься и прошёл все сто уроков! Новичкам я пишу письма, некоторые люди откликаются.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. С чего надо начинать переустройство страны? С правильного воспитания детей в дошкольном и школьном возрасте. А чтобы правильно воспитывать ребятишек, для начала надо воспитать родителей. При каждом детском саде, при каждой школе полагалось бы организовать специальные родительские университеты. Задача их — научить родителей верно воспитывать детей. А у нас наоборот: родители кричали на детей, ругали нещадно, били, наказывали, не доверяли, не помогали найти призвание. И дети, став взрослыми, повторяют все ошибки своих родителей. Так из поколения в поколение сохраняются традиции неверного воспитания.
Научиться доверять себе, оказывается, очень трудно.
Симон Львович Соловейчик (1930-1996), педагог, журналист, писатель