Борьба российских политиков с квадроберами начинает обретать конкретные формы. В Госдуме подготовили законопроект о запрете пропаганды субкультур квадробинга, фурри и всего остального, под влиянием чего неокрепшие умы тянутся к собачьей миске и кошачьей когтеточке. Направление, разумеется, правильное. Однако зверское желание запретить «звериный оскал квадробинга» может обернуться непредсказуемыми последствиями. Новый закон окажется кусачим для кинематографа.
Кто в детстве смотрел фильм «Мама» с Людмилой Гурченко и Михаилом Боярским, поднимите руки. Наверняка многие помнят не только саму кинокартину, но и то, как она снималась: Людмила Марковна ради роли Козы была вынуждена отплясывать со сломанной ногой в гипсе и часами сохранять неподвижную позу, превозмогая боль, пока над ней колдовали гримеры. Так вот, всё перечисленное может быть расценено не как актерский героизм, а как, извините... квадробинг.
Это не мы придумали. Это следует из текста законопроекта, который в понедельник презентовали парламентарии. В порыве запретить откровенно странную субкультуру, под влиянием которой дети и подростки начинают есть из собачьих мисок, передвигаться на четвереньках в ошейниках и требовать вакцинации от бешенства, думцы решили «жахнуть».
Законопроект представил зампред IT-комитета нижней палаты Андрей Свинцов (ЛДПР). В документе, который планируется внести в ГД в течение двух-трех недель (по оценке господина Свинцова), всего одна поправка. Но вносится она в шесть действующих федеральных законов: «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О СМИ», «О государственной поддержке кинематографии в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О рекламе», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Что, собственно, может попасть под запрет? Вот точная цитата из законопроекта: «Публичная демонстрация полного или частичного переодевания в животных, имитация движений и повадок животных, не имеющие никакой иной цели, кроме проявления идентификации себя с животным».
Интересно, как в этой ситуации быть кинематографистам? По нашим прогнозам, у них будет несколько вариантов. Первый – придется доказывать, что актер, перевоплощаясь в козу, волка, кота и бог знает какой еще живности, хотел сказать нечто большее, чем просто сыграть роль козы, волка и так далее. Второй — придется применить в кадре весь мыслимый арсенал художественно-выразительных приемов, чтобы убедить зрителя, что перед ним именно кот, не гримируясь при этом в кота. Ну и третий — плюнуть и вообще не снимать кино, где по сценарию присутствуют «очеловеченные» говорящие животные. Ведь на кону судьба ленты: поправки предполагают запрет на выдачу прокатного удостоверения фильмам, в которых усматриваются признаки квадробинга. Отзыв ранее выданного удостоверения тоже предусмотрен.
Политика нулевой толерантности к субкультуре квадробинга авторами законопроекта объясняется просто: 20 лет назад мы по такой же схеме проворонили ЛГБТ (экстремистское движение, запрещено в РФ). Началось всё с группы T.a.T.u, напомнил господин Свинцов.
– Сначала две девочки в коротких юбочках ходили, держась за ручки, – напомнил он. – Потом так стали ходить все. А если ты так не ходишь, значит, ты не модная.
Дальше были эмо, готы, теперь вот нагрянули квадроберы. Всё это никак не монтируется с традиционными ценностями и взглядами на воспитание детей, уверены законотворцы.
Согласны, никак не монтируется. Так что СМИ, вполне возможно, и сами будут рады отказаться от сюжетов про квадроберов, как им диктуют поправки в профильный закон. Нормальным журналистам здоровье общества дороже сиюминутного хайпа. Столь же оправданной видится и поправка в Закон «О рекламе». Маркетплейсы заполонили объявления о продаже «корма для квадроберов», собачьих будок человечьих размеров и даже лотков. Если вся эта история с квадробингом у нас в стране и задумывалась как шутка, то она давно перестала быть смешной.
А вот кинематографистам точно не до смеха. Фильмов, в которых актеры играют животных в костюмах этих самых животных, полно. «Мама» с Людмилой Гурченко в роли Козы и Михаилом Боярским в роли Волка – пример яркий, но далеко не единственный.
«Мастер и Маргарита» – кот Бегемот. «Новогодние приключения Маши и Вити» – дикий кот Матвей в блестящем исполнении того же всенародно любимого Д'Артаньяна. «Приключения Буратино» и обаятельные мошенники лиса Алиса и кот Базилио, а также верный друг Мальвины пес Артемон. Классика мирового кино «Волшебник страны Оз» (1939 год) и непутевый трусливый лев. Чудесная зимняя сказка «Морозко» и главный герой, писаный красавец с чертами нарцисса, в назидание превращенный в медведя. «Планета обезьян» и, собственно, инопланетные обезьяны. «Мэри Поппинс, до свидания!» и шикарный кот-джентельмен Людовик...
Сыгравшие всех этих персонажей актеры перевоплощались в животных ради чего? Если ради того, чтобы показать на экране животных, – это, судя по формулировке поправок, квадробинг. Тогда у этих фильмов надо отзывать прокатные удостоверения и никогда никому их не показывать. А если это не квадробинг, а художественный замысел, тогда надо менять формулировки поправок.
Волнения в российском социуме по поводу феномена квадробинга вполне объяснимы. Еще год назад новость о девочке, которую мать привела в ветклинику на прививку от бешенства, можно было увидеть разве что в юмористическом ИА «Панорама». Этой осенью такое произошло в ближайшем Подмосковье. Видео с бабушками, выгуливающими внуков на поводке, стали вирусными в соцсетях.
Когда кто-то на ваших глазах начинает жить в собачьей будке, это вызывает по меньшей мере недоумение и резонный вопрос: где находится тот хвост, который всем этим виляет? Законодатели считают, что хвост на Западе. Позволим себе внести уточнение: географически и исторически он всё же в Японии. Квадробика и фурри — изобретения японцев. Хотя дикие социальные эксперименты по стиранию нормальной человеческой идентичности (от разрешения детям самим выбирать свой пол до возможности считать себя животным) – это, безусловно, тренд западной идеологии.
Но вот любопытный исторический факт. Ярчайший представитель кинической философской школы Диоген Синопский проживал... нет, не в будке. В глиняной бочке. В древнегреческих источниках упоминается эпизод, когда Диоген отогнал от себя людей и заявил, что чувствует себя собакой. На эпатажного мыслителя тогда никто не обиделся. Может, из-за того, что под его поведение и образ жизни была подведена мощная теоретическая база. А может, из-за того, что в те далекие времена рядом не оказалось никого, кто мог бы объяснить, что никакой Диоген не философ, а просто обыкновенный квадробер.
Татьяна Антонова