Только представьте себе — в нашем распоряжении имеется бесчисленная коллекция частичек единого мозаичного рисунка, собранного по принципу схожести и подобия, при чём «фишки» эти не покоятся где-то в укромном месте, а постоянно циркулируют между нами.
Имя этому мозаичному рисунку – русский язык. И я осмеливаюсь утверждать, что не только корни связывают одно слово с другим, сближают их друг с другом, но и рифмы.
Да, возможно я утрирую и преувеличиваю, говоря о целом мозаичном рисунке, объединённом при помощи рифмы. Но некоторые невольные рифмы, встречающиеся в нашем языке, поражают.
Я приведу всего лишь несколько примеров из огромного множества. Поэты, берите мои находки на вооружение!
Ко слову «чувство» можно подобрать некоторое количество эпитетов, которые будут связаны с этим словом диссонансной рифмой.
Каким может быть чувство? Может быть чистое чувство. Может быть честное чувство. А ещё бывает чёрствое чувство. А вот если оно совсем-совсем личное и никого не касается, кроме меня, то это частное чувство.
Во всех приведённых рифмах нет какой-то умышленной и чёткой логики. Но согласитесь, красиво!
Умышленность может подозреваться в другой рифме. Вот скажите, почему так гладко рифмуются слова «Земля» и «семья»? Кто изволил так облегчить жизнь поэтам-космополитам, которые теперь с чистой душой могут написать:
Моя семья – планета Земля!
Согласитесь, тяжело поверить, что эта рифма образовалась в языке непроизвольно, по стечению обстоятельств.
А теперь поговорим о монарших особах. «Король» хорошо рифмуется со словом «герой». Действительно, только настоящий народный герой годен в короли! А кто герой? Тот, кто за человечество горой. Вот так магия рифмы помогает нам проводить логические цепочки.
А какую женщину можно назвать королевой? Ту, за которой ходит толпа кавалеров. Очевидно же, что только у королевы кавалеры. Блеск!
Говорят, что люди по-настоящему влюбляются, когда соприкасаются взглядом. Влюбившись, пылкий юноша говорит про возлюбленную, что она красавица. А почему красавица? Потому что его поразили её глаза лица... Звучит немного неказисто, зато как жизненно!
Зачастую подобная магия рифмы может быть объяснена особой приставочно-суффиксальной морфологией русских слов. Приведу примеры.
В отношениях человек отдаёт своей возлюбленной или возлюбленному половину себя. Поэтому возлюбленный – надвое разрубленный.
А вот отрывок из моего стихотворения:
Я бессовестный босой и злой безумец!
Не правда ли, красиво?
И это всего лишь несколько примеров из тысячи.
Делитесь в комментариях своими находками, если вспомнили другие интересные рифмы.
Олег Зверев