В 2019 году россияне экономили на всем, кроме алкоголя. Такой вывод вытекает из исследования потребительского рынка, проведенного компанией Nielsen.
Даже подорожание спиртных напитков на фоне отсутствие роста реальных доходов не привело к сокращению потребления «зеленого змия», напротив, вынудило граждан экономить на других расходных статьях. В прошлом году люди были готовы отказать себе в отдыхе, покупке новой одежды и даже продуктов питания. В 2020-м кардинальных изменений такой сберегательной модели потребительского поведения не предвидится.
Рисунок Алексея Меринова
70% респондентов, опрошенных компанией Nielsen, сказали, что в 2019 году они экономили. Не имея достаточных доходов на приобретение тех или иных товаров и услуг, будь то путешествие в другую страну или покупка новой бытовой техники, население вынуждено перешло к сберегательной модели ведения семейного бюджета. Потребители стали анализировать, что им по-настоящему важно, а с покупкой чего можно повременить.
Как говорится в исследовании, в четвертом квартале 2019 года потребители больше всего сокращали расходы на обновление гардероба, переключались на более доступные бренды продовольственных товаров, экономили на развлечениях вне дома, покупке бытовой техники, развлечениях дома, а также реже использовали личный автомобиль.
В то же время, по итогам 2019 года алкоголь оказался единственной категорией товаров повседневного спроса, которая продемонстрировала рост как в денежном, так и в натуральном выражении. Чем вызван этот феномен роста, исследователи не объясняют — очевидно, народ пьет с горя...
Поведенческая модель граждан в последние годы, действительно, сильно изменилась: пятилетние снижение реальных доходов не могло пройти бесследно. Это подтверждают результаты и других исследований. Например, количество людей, которые целенаправленно ищут продукты по скидкам и акциям увеличилось в 5 раз с 2014 года, до 20%.
«Стагнация экономики, главным образом, негативно сказывается на доходах малого и среднего бизнеса, и статистика это подтверждает: их число за последние 4 года сократилось на 5,2%, несмотря на целенаправленную поддержку со стороны правительства, — рассказал директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев подчеркнул. — Дело в том, что они не обладают ресурсами крупных розничных сетей и не могут проводить регулярные акции и поддерживать цены на низком уровне, в результате чего потребители совершают покупки в гипермаркетах».
Застой в реальных доходах населения привел к тому, что россияне все меньше приобретают товары длительного пользования и вынуждены экономить на еде: по данным Росстата, около 14,6% россиян еле сводят концы с концами. При этом, результаты других исследований и опросов были еще более негативными: например, по данным ВЦИОМ, у 10% россиян не хватало денег даже на еду.
Самый опасный момент, по мнению аналитиков, заключается в том, что растет число людей, вынужденных экономить на медицине — их стало больше на 5% за последние 5 лет. В 2019 году было приобретено 5,1 млрд упаковок лекарств, что на 1,8% меньше чем в 2018 году. Данный показатель сократился впервые с 2015 года, тогда как в предыдущие периоды он рос в среднем на 3% каждый год.
По мнению Арсения Дадашева, каких либо изменений в потребительском поведении россиян в 2020 году не предвидится: правительство, как и раньше делает ставку на мегапроекты, эффект от которых если и будет, то не скоро. К тому же есть опасения, что снижение сырьевых цен и замедление международной торговли из-за коронавируса будет негативно влиять на рост ВВП и реальных доходов людей. На этом фоне население вынуждено будет и дальше экономить в своих повседневных тратах.
На чем экономили российские потребители в IV квартале 2019 года:
На одежде 59%
На продуктах 56%
На развлечениях вне дома 54%
На коротких отпусках 47%
На бытовой технике 38%
На использовании личного авто 19%
Источник: Исследование The Conference Board, подготовленное в сотрудничестве с Nielsen
Прирост продаж алкогольных категорий в денежном выражении, (2019 г. по сравнению с 2018-м,%)
Джин 26%
Виски 15%
Текила 9%
Шампанское 9%
Ликер 9%
Бренди 9%
Игристое вино 8%
Ром 6%
Коньяк 6%
Вермут 6%
Пиво 4%
Источник: Nielsen
Людмила Александрова
Источник