Водка и коньяк теряют потребительскую аудиторию. Россияне сокращают покупки крепкого алкоголя, следует из данных Росалкогольтабакконтроля. Однако, эксперты подчеркивают, что падение продаж не равно сокращению потребления сорокоградусных напитков. Потребителям не хватает средств на приобретение алкоголя в легальной рознице. В результате многие россияне стали производить горячительное на дому: дешево и сердито!
Продажи водки в России за 9 месяцев 2023 года снизились на 5,7% по сравнению с 2022-м, коньяка - на 7,2%. В целом продажи алкогольной продукции в России в январе - сентябре снизились на 4,2%. Между тем, по данным Росалкогольтабакконтроля, розничные продажи слабоалкогольных напитков с января по сентябрь выросли на 17,2%, а плодовой алкогольной продукции на 5,7%.
Почему потребители стали отказываться от водки, казалось бы, традиционного для россиян горячительного напитка, и коньяка? Эксперты рынка объясняют снижение реализации крепких алкогольных напитков, в частности, сокращением доходов среднего класса. Между тем, напомним, что в 2022 году потребление крепкого алкоголя в России выросло на 7,5%, как следует из данных аудиторской компании FinExpertiza. Продажи росли в том числе из-за того, что употребление спиртных напитков традиционно воспринимается многими людьми как наиболее простой и доступный способ снизить уровень тревоги и стресса, отмечал член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.
Но можно ли считать, что снижение потребления крепкого алкоголя связано с тем, что россияне перестали нервничать, и смирились с непростой экономической и геополитической реальностью? Эксперт по маркетингу крепкого алкоголя, член Гильдии маркетологов Руслан Брагин полагает, что причина изменения тренда кроется в другом.
«Если рассуждать глобально, то идет омоложение целевой (то есть, потребляющей спиртное) аудитории. Категория людей, которая предпочитает водку, сокращается. Напиток перестает быть модным среди нового поколения и его место занимают другие виды спиртного. Идет «миграция» потребителя в другие сегменты алкогольного рынка. Если раньше он выбирал из двух-трех брендов водки, то сейчас он смотрит, в частности, на другие напитки, которые и демонстрирует рост продаж», – отмечает он.
По словам эксперта, в целом продажи спиртных напитков продолжат расти, так как в условиях кризиса люди потребляют алкоголь, выполняющий функцию антидепрессанта.
«Мой прогноз: рост потребления спиртного в России продолжится, но незначительно. Повысятся продажи виски, бренди и коньяка - как из РФ, так и из дружественных стран. Водка и дальше будет медленно терять спрос», - заключает Брагин.
В то же время управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко отмечает, что в вопросе потребления алкоголя в России есть несколько факторов.
«Во-первых, к сокращению продаж крепких напитков привел рост цен. Во-вторых, есть растущая мода на здоровый образ жизни. Особенно это проявилось во время пандемии – потребители больше заботятся о здоровье, соответственно, может сокращаться общий объем покупок крепкого спиртного. Третье – меняется культура потребления, граждане больше стали разбираться в винах, шампанском, а значит, и покупать их чаще вместо привычной водки», – продолжает эксперт.
Однако не все так благостно на рынке. У данного тренда есть и обратная сторона: рост стоимости водки, коньяка и других крепких напитков привел к увеличению потребления спиртного, сделанного своими силами.
«Россияне начинают для своих нужд делать настойки, вина, а также самогон. В стране в последние годы в разы увеличились продажи самогонных аппаратов. Часть граждан справедливо решила, что при росте инфляции более выгодным будет заняться самостоятельным производством спиртного, а не покупать его», – заключает Самойленко.
Людмила Александрова