Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Садовое кольцо хотят сделать велосипедным: насколько это реально

Эксперимент показал, что ездить на велике по нему возможно, но неудобно

В Москве развивается велосипедная инфраструктура: как объявили в Департаменте транспорта, уже скоро велодорожка появится вдоль Садового кольца — по-прежнему одной из самых загруженных магистралей столицы. По Садовому действительно во многих случаях удобно добираться из точки А в точку Б — если обе эти точки находятся в центре. Так почему бы не сделать это на велосипеде? И пока велополоса лишь в проекте, корреспондент «МК» оценил, каково передвигаться на двух колесах и мускульной тяге по Садовому кольцу. Что могу сказать: в целом кататься можно. Но пока неудобно.

Эксперимент показал, что ездить на велике по нему возможно, но неудобно

Кудринская площадь (бывшая Восстания). Стартуем на север, по внутренней стороне. От внешней в смысле велодорожек она не отличается ничем: их попросту еще нет. Они только в планах транспортников. Кстати, интересно, где их будут размечать — на проезжей части (ну, то есть вместо еще одного метра проезжей части) или на тротуарах, которые здесь весьма и весьма широки?

Для целей эксперимента я пользуюсь прокатным велосипедом — все-таки это наиболее распространенный вариант. Он, кто еще не пробовал, — тяжелый, очень тяжелый, но накатистый. А главное — в центре всегда есть где его оставить и забыть.

По Правилам дорожного движения ехать на велосипеде нужно именно по проезжей части — хотя 10-метровый тротуар прямо-таки располагает к тому, чтобы им воспользоваться. Нужно заметить, что ровно 20 лет назад мне случалось ездить по Садовому на велосипеде, добираясь от Сухаревской площади до Университета. Тогда ехали именно и только по тротуарам, причем не в пример более узким, чем сейчас: высовываться на дорогу считалось окончательным безрассудством. А теперь — все-таки попробуем…

Проезжая часть — ровная, со свежеуложенным асфальтом, правый ряд почти свободен: автомобилисты уже привыкли, что почти везде есть автобусные выделенки, и без нужды справа не едут. Скорость лимитируется только собственными ногами. Однако приходится помнить, что по ПДД нужно ехать не просто в правой полосе, а не далее 1 метра от бордюра: держать дистанцию помогают сохранившиеся над головой троллейбусные провода.

А вот неожиданная (раньше не было!) развилка: переулок уходит направо, по-модному, с ответвлением. Велосипедисту неудобно: нужно не просто ехать вперед, а показывать рукой (держа ее вытянутой вверх), что едешь прямо. И, конечно, смотреть, пускают ли тебя в правый ряд после развилки — а то мало ли. Вокруг — одни такси и еще немного каршеринг. Кто его знает, как они себя поведут — что те, что другие!

 

Вот уже скоро и Триумфальная площадь. Возникает повод для раздумья: что делать — ехать, как будто ты на машине, в туннель под Тверской, или, подобно пешеходу, пользоваться подземными переходами? Видя торчащую из туннеля пробку (значит, внутри не протолкнешься, а запах!..) — выбираю второй вариант.

И вот тут — начинаю искренне сочувствовать тем, кто едет по Садовому на своем велосипеде. Им-то нужно перетаскивать двухколесного друга по лестницам (лифт в подземном переходе, как обычно, только для маломобильных, а мы с велосипедами — наоборот, слишком мобильны). А на прокатном все просто: сдал на этой стороне Тверской, перешел через вестибюль метро на другую…

И… уткнулся в пустую стоянку велопроката: один-единственный двухколесный конь грустно стоит и не реагирует на кнопки. «Молодой человек, а тут очередь!» — окликают парень и девушка, стоящие на благородном антивирусном расстоянии от велопаркинга. Парень уже взял велосипед, девушка ждет следующего, кто надумает его сдать.

Вот, наконец, приезжает человек в желтой куртке и с рюкзаком для горячей еды: да, новшество 2020 года — в том, что курьеры стали чуть ли не основными клиентами велопроката. А что, если брать годовой абонемент, совсем недорого — и за велик голова не болит. Хипстеры, говорите, пользуются этим прокатом?..

Дорога снова гладкая, в правом ряду ехать снова комфортно. На перекрестке с Малой Дмитровкой долго жду светофора (пешеходам — зеленый, но мы же принципиальные, на тротуар — ни колесом!). Дальше троллейбусные провода заканчиваются — движение «рогатых» уже снято. А вот и заменитель — автобус того же маршрута Б. В него, разумеется, утыкаешься на остановке: по второму ряду объезжать страшно и нелегально, на тротуар тоже не хочется — держусь! Автобус стартует — и тут же тоскуешь по троллейбусу: тот, разгоняясь, не пыхтел выхлопными газами…

Вообще, на Садовом все еще душновато. Хотя темп движения далек от спортивного, ощущаешь себя совсем не на велопрогулке в сельской местности, а именно что среди пыльного города. И поэтому на следующей развилке — как преодолевать Самотеку, по эстакаде или понизу? — выбор кажется очевидным: конечно, понизу. Тем более что поворачивать на эстакаду надо через два ряда — весьма оживленных. А зеркал для движения в потоке на прокатных велосипедах нет (очевидно, из антивандальных соображений: скрутят же!). И повороты тоже приходится показывать руками, что не добавляет устойчивости.

На подъездах к Цветному бульвару утыкаешься в тот же самый автобус, который теперь встал на светофоре. И стоять ему, судя по всему, не меньше трех-пяти минут. Тут-то мое терпение и кончается: шаг вправо — и можно спокойно ехать по тротуару. Безбарьерные пешеходные переходы, все те же 10 метров ширины — едешь как по маслу. Наслаждаешься. Небольшая горочка — и вот уже Сухаревская площадь.

Далее — «вкатываюсь», и детали дорожного пейзажа более или менее сливаются. До самой Яузы можно ехать по проезжей части спокойно — только что в горку кое-где подъем слишком крутой, скорость держать сложно. Вообще, на велосипеде хорошо ощущаешь все семь московских холмов (вот, скажем, попробуйте залезть по Рождественскому бульвару вверх, не спешившись!). За Яузой понизу преодолеваем Таганскую площадь (эстакада и тоннель — не наш выбор).

А дальше идет еще один тип препятствия для велосипедистов, причем самый серьезный, потому что по пешеходному переходу его не обойти. Это Большой Краснохолмский мост над Москвой-рекой. Тротуары тут есть, но неширокие, и ехать по ним на велосипеде в час пик — действительно хамство. А по проезжей части — хамят уже автомобилисты. Плюс опять же подъем (правда, потом и спуск). Единственный способ схитрить — спешиться и вести велосипед в поводу.

Впереди — Павелецкий вокзал, и здесь опять-таки ровная и удобная для проезда трасса. Что по тротуару, что по проезжей части. Но лучше выбрать проезжую: тротуар на Валовой и Житной заполнен народом. Неожиданно крутой подъем к Ленинскому: выбился из сил и с большим удовольствием пешком перехожу его, сдав велосипед в очередной раз (вы же помните, что после 30 минут даже с оплаченным абонементом за прокат велосипеда начинают брать деньги? Вот и я помню, и избегаю этого привычным приемом «сдал — взял»). А впереди еще Крымский мост (хорошо, что дорога под горку). Потом — опять все ровно до самого тоннеля под Новым Арбатом, а тут снова пора сдавать велосипед и перебираться через магистраль.

И вот — спустя два часа десять минут — я проехал 16-километровое Садовое кольцо полностью.

Скорость — 8 км/ч, многие бегуны-любители движутся быстрее. Сказываются стояние на светофорах, пешее «форсирование» сложных площадей с тоннелями и неспортивный стиль езды. На легком шоссейном велосипеде подготовленный человек преодолел бы это расстояние куда быстрее.

Так что велополоса на Садовом кольце, пожалуй, имеет смысл: для многих маршрутов по центру города она была бы полезна. Вопрос только в том, где именно ее оборудовать — на проезжей части (и тогда решать сложные проблемы с тоннелями, мостами и организацией перестроений) или на тротуаре (где придется «разводить» велосипедистов с пешеходами)? Боюсь, что действительно качественная велодорожка (такая, по которой можно просто ехать, не преодолевая препятствий) потребует нетривиальных планировочных решений. Впрочем, почему бы и нет?

— С велосипедным транспортом в Москве пока все плохо, — констатирует лидер движения Let's Bike It Владимир Кумов. — По-хорошему еще в 2014 году, после гибели 19-летней велогонщицы Виктории Федорченко (ехала по МКАД) и 30-летнего Алексея Пичугина (во время тренировки на обочине Домодедовского шоссе его сбил пьяный автомобилист), должны были начаться какие-то улучшения в плане велоинфраструктуры, но… в 2015 году в Москве свернули ее развитие, в 2017-м Дептранс начал отправлять велосипедистов на полосы для общественного транспорта…

Развитию велоинфраструктуры, как отмечает Кумов, препятствует и позиция ГИБДД — эта служба пока не хочет согласовывать «зебры» через Садовое кольцо и велополосы в сложных местах. «Эмпирические данные снова и снова подтверждают: если вы создаете условия для безопасных поездок на велосипедах, люди на них пересаживаются», — уверен общественник.

Антон Размахнин

Источник

228


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95