Почему дети нам грубят?
Физическую агрессию детей и подростков родители пресекают и контролируют достаточно жестко. Но редко обращают внимание на негативное речевое поведение ребят, хотя по своему происхождению и воздействию это не что иное, как агрессия. Пусть и более «легкая», чем рукоприкладство. Грубость, оскорбления, обидные клички, жестокие, унижающие высказывания, повышенный тон… Недаром народная мудрость говорит:
«Слово не стрела, а ранит пуще стрелы».
Однако отношение родителей к словесной агрессии детей противоречиво и непоследовательно.
Слово за слово…
Оборона или самоутверждение?
Разрядка эмоционального напряжения, выплеск негативных переживаний — типичная, но далеко не единственная причина речевой агрессии ребенка. Перечень негативных эмоций, которые прорываются в грубости и оскорблениях, весьма велик: обида, страх, гнев, скука, ревность, зависть, разочарование, раздражение, усталость. Если ребенок постоянно вынужден испытывать эти эмоции, если его жизнь протекает в подобной атмосфере, то проблему речевой агрессии решить не удастся, пока не будут устранены те причины, которые постоянно ее подпитывают.
Следующая причина речевой агрессии — это оборона, агрессия «в ответ». К сожалению, детская речевая субкультура очень груба и навязывает ребенку умение «огрызаться». Каждый ребенок рано или поздно сталкивается с оскорблениями со стороны собеседника и отвечает ему тем же: «Дурак! — Сам дурак! — От дурака слышу! — Сейчас врежу! — Сам сейчас получишь!» Всякое содержательное общение прекращается, выливаясь в перебранку.
Еще одна причина речевой агрессии — самоутверждение. Дети, которые не умеют, не научены конструктивно решать проблемы общения, часто используют грубость, угрозы, насмешки, для того чтобы самоутвердиться за счет «жертвы». У таких «агрессоров» всегда отмечаются нелады с самооценкой: она либо завышена, либо занижена.
Употребляемые ребенком бранные, вульгарные выражения не всегда оказываются актами речевой агрессии. Педагогически запущенный ребенок не осознает, насколько груба и оскорбительна его речь. Он, что называется, не знает другого языка. Напротив, ребенок, в котором родители воспитывали высокую речевую культуру, прекрасно понимает, что «уличные» выражения — это плохо. Но он может употребить их для того, чтобы продемонстрировать «взрослость, смелость и раскрепощенность». Для того чтобы провести эксперимент своего рода — испытание границ дозволенного. Наконец, ребенок, который испытывает дефицит внимания со стороны взрослых, подчас использует грубые, вульгарные словечки именно затем, чтобы вызвать негативную реакцию. По принципу — «пусть ругают, лишь бы замечали». Но и это не агрессия.
Со взрослыми и среди сверстников
Коррекция негативного речевого поведения — дело трудное. У многих родителей нередко возникает сомнение: а нужно ли ее корректировать, словесную агрессию? Достаточно если со взрослыми ребенок ведет себя «культурно», а среди сверстников — что ж, пусть позволяет… Должен же он уметь за себя постоять?! К сожалению, эти сомнения небеспочвенны. Грубое речевое поведение не только в детской, но и во взрослой среде часто считается признаком силы, авторитета, уверенности в себе. А тех, кто не допускает в своем языке грубости, подчас числят «слабаками». Кому же охота прослыть слабаком?
Вопрос, почему речевая агрессия — это плохо, нередко задают и дети, как младшие школьники, так и подростки: «Почему нельзя? Ну сказал я ему: отвали, козел! А как с ним разговаривать, если он
Речевая агрессия в принципе портит общение, искажает намерения собеседников. Так, спокойный разговор — допустим, о том, куда пойти всей компанией — превращается в нечто совсем иное, если
Пять способов погасить конфликт
Как же можно остановить речевую агрессию в конкретной ситуации и предотвратить подобное поведение ребенка?
Прежде всего родителям следует проанализировать собственное поведение. Если в семье действуют «двойные стандарты», то ребенок ежедневно получает примеры речевой агрессии. Бесполезно надеяться, что он этим примерам не последует. Младший школьник, может быть, и не станет до поры до времени проявлять ответную агрессию по отношению к родителям — из страха наказания, из чувства слабости и беспомощности, но уж подросток себя покажет: «Вам можно, а мне нельзя?!! Хочу и грублю! И ничего вы мне не сделаете». В самом деле, ведь следующий за речевой агрессией шаг — агрессия физическая. Опросы показывают: не менее
Погасить речевую агрессию в острой ситуации родителям поможет «игнорирование». Отвечать на детскую грубость — значит раскрутить механизм ссоры. Не замечать ее (если, конечно, поведение ребенка не угрожает другим людям), молчать, сделать вид, что дерзость ребенка не услышана, — это нелегко. «Да как же молчать на его наглость?!» К «наглости» ребенка придется, конечно, вернуться, но тогда, когда он успокоится, когда острота переживания останется позади и можно будет обсудить, что же случилось. Общий принцип — заинтересованное внимание надо проявлять к позитивному поведению, чтобы не получалось так, что только дерзости и грубости ребенка вызывают горячую реакцию родителей.
Этот же принцип можно посоветовать использовать и ребенку. Когда к нему обращаются грубо, когда его дразнят, пусть он попробует «не слышать». Помогает не всегда, но часто. Хам и «обзывала» хочет ведь именно того, чтобы жертва реагировала, мучилась, бесилась. А если жертва категорически не воспринимает оскорблений, то и оскорблять неинтересно.
С младшим школьником действенной мерой будет переключение внимания. Какой-нибудь неожиданный вопрос совсем не о предмете спора, шутка, попутное замечание («
И с младшим школьником, и с подростком можно попробовать прием «частичного согласия». Его смысл в том, что взрослый соглашается с чувствами ребенка, принимает их, но не соглашается с формой их выражения. То есть родитель как бы поднимается над ситуацией. «Я понимаю, что ты расстроен… я вижу, что тебе обидно… я согласен, что тебе неприятно, но…». Это очень действенный прием во всех тех случаях, когда грубость ребенка вызвана
С младшим школьником поможет опора на положительный
Сергей Каменский