24 февраля 1892 года родился Константин Федин. Он остаётся автором первого в русской литературе ХХ века и, может быть, самого пронзительного романа о судьбе русского интеллигента в «буреломе» Гражданской войны и нэпа – «Города и годы». Ему принадлежит первая книга об уникальном писательском содружестве первого советского десятилетия, группе «Серапионовы братья», – «Горький среди нас» и первый в советской литературе политический роман – «Похищение Европы».
Федин – писатель очень русский и в то же время европейский. Недаром в романе «Санаторий «Арктур» (1940) он использовал тему «Волшебной горы» Томаса Манна. Герой Социалистического Труда и кавалер целого арсенала советских наград, лауреат Сталинской премии, Федин начинал как «левый» художник. Его много ругали в 20-е годы, обвиняли в «механическом» смешении стилей, «зыбкости» идейно-эстетических позиций. Но к концу творческого пути Федин по праву считался живым классиком.
А путь он прошёл действительно сложный. Многолетний глава Союза писателей СССР, Константин Александрович не мог не участвовать в политике. Опубликованные в последние годы фрагменты дневников и писем Федина разных лет обнажают глубокие борения художника, испытывавшего на себе жёсткую зависимость от официоза. Ему до сих пор пеняют за «травлю» Солженицына и Сахарова, забывая, что величина писателя измеряется в первую очередь его книгами. Итогом последних 30 лет жизни Федина стала трилогия «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костёр» (оставшийся неоконченным), где он наконец обратился к «чисто русскому материалу». Это эпическое повествование полно незатихающих раздумий об историческом пути России, о нравственных проблемах революции.
«Писатель должен раз и на всю жизнь запретить себе писать кое-как…» Федин неукоснительно следовал собственному правилу. «Мастер» – так назвал он очерк о Борисе Житкове. Точнее не скажешь о самом Федине: «…у него можно учиться письму: он писал, как никто другой, и в его книгу входишь, как ученик – в мастерскую».