...Пожалуй, самым вкусным событием IV Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина (понятно, на его родине — в Новосибирске) стал продолжительный концерт «Золотые трубы» (ого, аж с двумя антрактами!), в котором была исполнена 25-минутная мировая премьера Dreamdancers известного немецкого композитора Энйотта Шнайдера для уникального состава исполнителей — трубы-пикколо (Отто Заутер), флюгельгорна (Сергей Накаряков) и оркестра.
Что прекрасно в Новосибирске — здесь совершенно столичная музыкальная публика, для которой можно давать программы любой сложности и пускаться в самые смелые эксперименты (я уж молчу про замечательный в акустическом плане зал филармонии им. Каца). И то, что из пяти прохожих в воскресенье с утра все пять знали, как пройти в филармонию (уж извините, заблудился), — само по себе говорит о многом. Попробуйте такой тест провести в любом другом городе: результаты будут печальные.
И мощный по числу и калибру участников репинский фестиваль (который «окучивает» как Новосибирск, так и близлежащие поселения) умудряется год от года быть очень разноплановым, находиться «в струе» общемировых (не местечковых) веяний. Это очень ценно. Всегда важен изначальный вектор, — авторских фестивалей по стране много, но иные из них сидят на одних и тех же именах и схожем репертуаре, — в Новосибирске же всегда — новые персоны, новые идеи, никакой «поблажки» публике в плане заведомой попсовости исполнителей; пресловутая работа на кассу (в плохом смысле слова) совершенно не ощущается.
...С Энйоттом Шнайдером мы встретились между репетицией и вечерним концертом — в самый вдохновенный момент; и композитор рассказал о творческом концепте Dreamdancers — главной (мировой) премьеры фестиваля.
О самом Шнайдере много говорить не приходится: 66-летний автор невероятно востребован по всему миру, причем, в самых разных амплуа — от киномузыки (многие его знают именно в таком качестве) до органных симфоний и опер... премьера следует за премьерой.
— Что было важно для вас при написании Dreamdancers для фестиваля в Новосибирске?
— Произведение создано конкретно под двух музыкантов, которых я хорошо знаю — Сергея Накарякова и Отто Заутера, и это мой первый опыт, когда два столь индивидуальных по звучанию инструмента как труба-пикколо и флюгельгорн будут сочетаться в одном опусе. Такой технический эксперимент был очень тонок и интересен, но все же главное — это поэтическая составляющая: пьеса написана под впечатлением от сюрреализма, в частности, от Сальвадора Дали, — я попытался в музыке совместить несовмещаемое, неудивительно, что финальная часть опуса называется «Колибри у ворот ада»: такая маленькая милая птичка во власти невероятных инфернальных мотивов... слышать эту музыку — всё равно как смотреть фантастический фильм, у меня даже есть изображения, которые я показывал музыкантам, чтобы они точнее могли перенести Dreamdancers на музыку.
— Сколь долго вы писали произведение?
— Всего три недели. Дело в том, что я ограничен во времени, потому что совсем недавно у меня состоялось четыре премьеры... много работы. Вчера с музыкантами мы бегло прорепетировали еще не на сцене, и у меня были замечания, но от последней репетиции в зале Каца — самые положительные впечатления.
— Это любопытно соединять музыку и художественное начало, — так, можно смело приглашать на концерты художников — все равно работа идет в одном поле...
— Так вот 23 июня с филармоническим оркестром курортного городка Бад-Райхенхалль в Альпах состоится еще одна моя мировая премьера под названием «Секрет деревьев» на 30 минут (я сам буду дирижировать). Деревья — это вообще моя страсть, наблюдаю за ними, познаю их... так вот известные художники из Академии уже сделали иллюстрации к этому моему опусу (деревья в разных видах), и перед концертом можно будет посмотреть выставку их работ в фойе.
— Часто упрекают композиторов в излишней иллюстративности, программности, но в данном случае деревья для вас — источник вдохновения?
— История такая. У нас в Германии проживает много современных кельтских народностей, а у кельтов и верования, и календарь (гороскоп) связаны с деревьями, когда каждое дерево имеет свою внешность, характер, энергетику etc. И человек, родившийся под этим знаком, соответственно, связан с тем или иным деревом, — взять ту же иву: такое женственное начало, лапки вниз... И вот всё это я постарался выразить в музыке. Вообще моя страсть — архаичные, древние темы, к таким темам принадлежат, безусловно, и деревья. На границе Швеции и Норвегии я нашел древо, которому несколько сот лет, и оно-то, по сути, меня и вдохновило на написание... Или такой пример: часто бываю в Китае, эта страна близка мне своими древними обычаями. И недавно написал пьесу «Тигр, Собака и Петух»: потому что я (как композитор) рожден в год Тигра, а два солиста-китайца (перкуссия и старые народные инструменты) — в год Собаки и Петуха. Тут и история, и традиция...
— То есть вы, тем самым, пытаетесь прикоснуться к вечным творениям?
— Абсолютно! Если бы знаменитый Густав Холст не написал свою симфоническую сюиту «Планеты», то ее написал бы я. Увы, он это уже сделал. Вообще, мое творчество очень разнообразно — пишу для больших и камерных оркестров, для отдельных инструментов, но орган занимает отдельное место: мною написано 15 больших органных симфоний и концертов с органом (они исполнялись в самых известных соборах Парижа, Манчестера etc.).
— Вы любите, когда органные концерты звучат именно в церкви?
— Признаюсь, что идеальное место звучания — все-таки концертный зал, в соборах много изъянов, связанных с реверберацией, эхом... если посадить оркестр — он заиграет весьма невнятно.
— Вы — полнокровный композитор, работающий, что называется, «на всех фронтах». Что бы вы могли посоветовать молодым сочинителям, а то многие из них кивают на невостребованность...
— Скажу одно: наша профессия ни в коем случае не закончилась, надо просто иметь открытый взгляд и широкое мышление. Раньше считалось, что современная музыка — это какой-то чрезвычайно узкий сегмент, за рамки которого выйти невозможно. А сейчас масса всего для работы и вдохновения — музыка к кино, этническая музыка, а взять Китай — это вообще поле непаханное!.. Всегда надо смотреть, что происходит вокруг. Темы и смыслы придут сами буквально со всех сторон. Только успевай их ловить!
Автор: Ян Смирницкий