Слева Юрий Никулин, справа Валентин Печников, а посередине я, ваш покорный слуга — лохматый, самонадеянный, самоуверенный.
Что показываю Валентину Печникову? Янтарь, который нашёл недалеко от места съёмки.
Чуть поодаль стоят два солдата. Подойти ближе стесняются, а им всё интересно.
Натуру для фильма «Двадцать дней без войны» (взрывы, корабли, перебежки, бой) снимали под Калининградом, в городах Калининград, Черниховск, Гвардейск. Съёмки были изнурительными.
Режиссёр Алексей Герман, добиваясь документальности, требовал от актёров, чтобы они ощущали настоящий холод, чувство подлинного голода, уставали физически:
— Вот артист устанет, и сразу видно по его лицу, как ему тяжело. Только в период усталости и надо снимать крупный план.
А перед Никулиным ещё стояла задача ограничивать себя в еде, не полнеть.
Светлана Кармалита, жена Алексея Германа, успевала следить за всеми актёрами. Она же наравне со вторым режиссёром руководила процессом съёмок:
— Алексея Юрьевича надо слушаться. Он снимает замечательное кино, это будет правда о войне. Не надо возражать Алексею Юрьевичу, не стоит его огорчать.