Летний сезон в Москве — уже традиционно время большого благоустройства. К концу июля его контуры уже понятны даже тем, кто не интересуется градостроительством. Одна из важных новостей для тех, кто пока на дачах и в отпусках: мест для парковки, в том числе во дворах, снова стало намного меньше. Уже очевидно, что личному автомобилю в Москве как массовому явлению остались считанные годы. Не обсуждая, правильно ли это, попытаемся понять — как изменится жизнь столицы с уходом частных авто.
Всё строго по ГОСТам и прочим правилам: на тротуарах и газонах парковаться запрещено, в проектах благоустройства территорий газонов стало больше, а тротуары шире. Автомобилисты традиционно страдают, и даже резидентные разрешения (то бишь платные парковки на уличной сети) положение не слишком облегчают: общее число парковочных мест в районе в любом случае уменьшается. О гаражах нечего и говорить: одноэтажные «приговорены» по всему городу, часть многоэтажек также попадает в планы комплексного развития территорий.
Ну, хорошо, уговорили - степень нервотрепки, проистекающей от владения машиной в Москве, становится невыносимой, автомобиль выставляем на продажу или ставим на прикол где-нибудь вне города. Скажем, на даче. Многие уже несколько лет так делают — особенно пенсионеры, которым машина нужна прежде всего как дачный транспорт для переезда, снабжения и, не дай бог, эвакуации. В принципе, вполне рабочий вариант — если, конечно, криминогенная обстановка в кооперативе этому не противоречит.
Еще лучше построить на участке гараж или навес — и тогда проблема автомобиля как дачного транспорта практически решена. Придется, правда, помучиться, въезжая все-таки в город несколько раз за сезон: и приткнуться особенно негде, и привыкать к нововведениям разметки то еще удовольствие…
Но автомобиль для обычного москвича — далеко не всегда инструмент дачной логистики. За благополучные для автовладения 1990-2000-е годы москвичи выработали множество стандартных сценариев использования машины в хозяйстве. И сейчас многие просто не представляют себе, как без автомобиля ездить по городу с маленькими детьми и стариками. Многие профессии почти немыслимы без машины — от ремонта квартир до театра и киносъемок (и не только: например, в небольших издательствах сотрудники развозят порой тиражи по магазинам сами, в багажниках личных авто). Что уж упоминать о недельных закупках в крупных торговых центрах, которые в свое время были целым ритуалом.
С этими закупками вроде бы проще всего: теперь есть доставка на все вкусы , всё привезут на дом. Ну, или магазины формата «у дома» - не баре, донесем сумки пешком. А кто не донесет — для тех, опять-таки, доставка. Автомобилям курьеров парковочные привилегии не положены, но они вынуждены справляться без них — и справляются: листочки на номерах или поднятый багажник творят чудеса, хоть на тротуаре остановись на пять минут, хоть на газоне.
Сложнее с детьми и пожилыми родственниками. Тут, по всей видимости, придется активнее задействовать такси. Готовых решений именно для детей сейчас нет: детский тариф в обычных такси не в счет, это для театра или аэропорта хорошо, но не для повседневных поездок в школу. Вероятно, появится в более массовом масштабе услуга «автоняни» - знакомый и проверенный водитель, который отвозит одного или нескольких живущих рядом детей в школу. Спартанцы, вспоминающие о том, что раньше все пешком бегали в школу за пять километров по заметенной степи под волчий вой — не передергивайте: в нынешних реалиях школа может быть вовсе не шаговой доступности, а ехать с ребенком час на перекладных, когда на улице типичная зимняя утренняя тьма — как ни крути, пытка.
Ну и вообще - «подписка на такси», хоть такая услуга у нас пока что не слишком распространена, способна будет решить многие задачи из этой категории. Правда, гладко не получится, дешево тоже: часы пик никто не отменял, и ведь, как назло, всем нужно ехать в школы, присутственные места и больницы примерно в одно время.
Проблему развозки тиражей книг (или там фруктов в собственный магазинчик с оптового рынка) уже сейчас, в принципе, решают фургончики каршеринга. Тут, кстати, надо быть осторожнее: легковушки для этой цели часто не подходят, надо смотреть правила аренды, во многих сервисах возить на легковом каршеринге груз прямо запрещено.
Без адекватного решения даже в перспективе остаются «кустари-одиночки» - в диапазоне от плиточников и сантехников до массажистов, ездящих по вызовам с собственным столиком и другим инвентарем. И врачи, посещающие пациентов на своих машинах. Вероятно, предполагается, что в Москве ближайшего будущего такие услуги будут оказываться централизованно, крупными компаниями. В которых водители будут обучены закрывать номера листиками и парковаться там, где нельзя. И даже где вообще нельзя. Но если надо, то на пять минут можно.
«Мелкий частник» тоже может, конечно, этому научиться. Но частнику страшнее: машина дорогая и оформлена на себя. Не ровен час, эвакуируют, да и штрафы кусаются. А вот те водителям, кому нечего терять (машина казенная или маргинальная типа «потертый «Матиз» на дядю Васю») - те научатся. Так что не пропадем. Куда надо, доедем и довезем. Только не на своей, а на «заемной».
Антон Размахнин