Почему необходимо строить новый храм непременно в центре большого города? Ответ ускользает из зоны внимания, хотя это первое, о чем надо задуматься, глядя на волнения в Екатеринбурге.
Площадь города — 470 кв.км. Неужели вот этот сквер у Театра драмы — единственное подходящее место? Неужели других вариантов для строительства храма в городе нет?
Сложно в это поверить.
И почему, кстати, необходимо строить именно новый храм?
Ведь тысячи великолепных храмов стоят забытые и заброшенные по всей стране. Только на Урале их больше пятисот.
В соцсетях есть даже группа «Забытые храмы Урала». Последний пост в ней — фото полуразрушенной часовни Александра Невского в Билимбае 1866 года постройки.
«Прошу обратить внимание на то, что сейчас происходит в Екатеринбурге, — пишет в комментарии Александр Сергунов (не знаю, кто он, но человек точно здравый). — Протесты из-за строительства очередного культового сооружения. В группе показано, сколько разрушенных храмов и церквей, пусть их восстанавливают, это куда полезнее и нужнее».
В стране действительно широчайшее поле для приложения сил и средств в плане восстановление храмов. Каждый, кто путешествовал по Псковской, Новгородской, Ярославской и другим областям, в огромном количестве наблюдал облупленные колокольни, торчащие как гнилые зубы во рту никому не нужного старика.
Средства на восстановление Успенской церкви в Кондопоге, памятнике деревянного зодчества, которую поджег 15-летний мальчик в прошлом году, россияне собирают сейчас с миру по нитке.
В сети идет сбор подписей под петицией премьеру Медведеву: люди просят выделить средства на спасение Знаменской церкви в подмосковном селе Теплое, памятника истории и культуры федерального значения.
И подобных примеров — великое множество. Тема восстановления разрушенных храмов постоянно поднимается гражданскими активистами и общественными организациями. Она подробно отслеживается средствами массовой информации. Но церковь практически не участвует в этих историях.
У нее свой путь — строить новый храм в центре Екатеринбурга.
Объяснение этому парадоксу на самом деле очень простое.
В центре города — оживленное место, там много народу. А где много народу, там хорошо идет коммерция.
При новом храме непременно откроются лавки с монастырской выпечкой, ювелиркой, иконами, церковной утварью, книгами, платками и прочими товарами, которыми торгуют теперь служители культа. И столовая там наверняка будет, и чайная, да и просто святой воды можно будет испить за небольшую плату.
И все вместе это будет приносить хороший доход святым отцам.
А храм на окраине города, куда будут добираться только верующие по праздникам, такого дохода приносить, конечно, не будет. Потому что низкая посещаемость, неудачная локация для бизнеса.
И восстановленные церкви, они тоже не будут приносить доход, поскольку располагаются совсем уж в безлюдных местах. Полторы деревни прихожан и человек тридцать туристов в хороший день — ну какая с них прибыль?
На самом деле здесь та же история, что с бьющими из-под земли источниками, куда граждане ездят за нехлорированной водой.
Если много народу ездит, источник объявляется святым, облагораживается и в скором времени рядом устанавливается лавочка с церковной утварью, налаживается кое-какая торговля.
А если мало народу ездит, тогда он не облагораживается и святым не объявляется.
В народе, правда, уже начинает складываться мнение, что именно такие источники, не охваченные коммерческим энтузиазмом священнослужителей, как раз и есть по-настоящему святые.
В скором времени оно имеет шансы распространиться и на удаленные от торговых площадей храмы, непривлекательные для церкви.
По итогам волнений в Екатеринбурге это будет вполне логично.
Юлия Калинина