Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Таруса

Небольшой городок Таруса на левом берегу реки Оки, творческая интеллигенция любила именовать «Русским Барбизоном». Сейчас это претенциозное именование стерлось: художники с мольбертами на городских улицах и речных брегах стали редкостью, их сменили туристические группы да вездесущие гастарбайтеры.Я обитаю в Тарусе уже много лет и с тех пор, как гостивший здесь поэт Николай Заболоцкий увековечил ее в стихотворении, где в качестве главной достопримечательности среды обитания названы «петухи да гуси», в облике, и в духе города переменилось и меняется многое. Не всегда к лучшему. К сожалению. Но главное — непобедимое обаяние этого места — живуче..

Таруса должна быть благодарна судьбе за повороты истории, в результате которых ей во многом удалось уберечься от кардинальных перемен в своем облике.

В Тарусе есть вокзал, но нет железной дороги. Здание вокзала, роскошное, красно-кирпичное стоит в центре , в нем сейчас идет реставрация, и надо надеться, в скором будущем разместится какое-нибудь культурное учреждение.. В начале прошлого века местный богатей вокзал построил, а дорогу к нему провести не успел - революция грянула. И осталась Таруса на долгие годы без приличной дороги и прочных мостов через разливающиеся по весне мелкие речушки. Пробирались сюда только художники-поэты, да путешественники-энтузиасты. Что и способствовало сохранению природной первозданности этого места.

В 80-е годы советская власть озадачилась тем, как использовать на благо народному хозяйству здешние просторы. После долгих дискуссий победило компромиссное решение: не уродовать природу промышленным производством, а создать на краю города безобидное НИИ и при нем академгородок. Успели возвести остов корпуса для НИИ и гостиницу - по тем временам приличную, на 2 звезды тянула…

Лет сорок назад я писала для известинской «Недели» очерк о Тарусе. Первую фразу моего сочинения главный редактор вычеркнул недрогнувшей рукой. Фраза была такая: «У Тарусы нет характерного для русских городов силуэта — куполов храмов, увенчанных крестами...» «Религиозная пропаганда» , - пояснил свою «правку» шеф с фамилией, кстати сказать, вполне православной - Архангельский.

Теперь силуэт города приобрел утерянный за советские годы традиционный российский облик. Восстановлены два прекрасных храма, пребывавшие в таком состоянии, что казалось им никогда не ожить.

Один из них был возведен в ХУ11 веке на самой высокой точке берега Оки - Воскресенской горке и именуется Воскресенским. В его восстановление вложил много сил настоятель отец Леонид, а тарусяне - художница лауреат Государственной премии Ирина Страженецкая и ее муж замечательный скульптор Анатолий Камелин работали над внутренним убранством и и прихрамовыми постройками. На месте бывшего здесь когда-то кладбища Камелин поставил резной крест из местного белого камня - в память всех христиан, похороненных на Воскресенской горке. По перезвону колоколов, дважды на дню разносящемуся далеко-далеко, можно сверять часы… А в праздничные дни в храм стекаются жители Тарусы и окрестных сел.

Петропавловский собор в центре города, более поздний - он был построен в конце ХУ111 века. Теперь он также полностью восстановлен и украшает городскую центральную площадь. Соседствующий с ним памятник Ленину вдохновляет туристов на выразительный кадр: Ильич на фоне величественного собора. В 90-е годы вождя пролетариата подвергли экзекуции - окатили зеленой краской. С тех недавних пор популярность ЛДПР сменилась в Тарусе симпатиями к КПРФ и отмытый памятник спокойно стоит на площади перед зданием местной администрации. Город сохранил свою приверженность советской топонимике - старинный Калужский тракт, главная городская магистраль попрежнему зовется улицей Ленина. К этой магистрали стекаются улицы и переулки, в названиях которых запечатлен полный перечень революционных деятелей - от Маркса-Энгельса до Розы Люксембург, Луначарского и Свердлова.

Приверженность к советской символике не препятствует современным веяниям. Появились свои олигархи, кое-кто из которых отвоевал себе место под солнцем поджогами конкурентов и заказными убийствами, а кое-кто, следуя постулату «не согрешишь - не покаешься», пытается искупить грехи вложением средств в городское благоустройство.

Характерная сценка наблюдалась на празднике, посвященном Дню города. В жаркий июльский день на центральной площади собрались жители Тарусы и гости. Предстоял торжественный акт: подъем колокола на восстановленную колокольню Петропавловского собора. Отец Леонид обратился со словами благодарности к упитанному мужику в майке и шортах - этот местный бизнесмен пожертвовал значительную сумму на благое дело. Олигарх перекрестился, поклонился - колокол был благополучно водружен.

Центр Тарусы сейчас выложен плиткой, на месте где когда-то был базар, летом бьет фонтан, у которого любят играть дети. А на берегу, у спуска к Оке, стоит памятник Марине Цветаевой.

Но все это благолепие умещается лишь на пятачке центра. Стоит сойти с плиточного тротуара на обычную тропку, наткнешься на кучи тряпья, бумаги, банок-бутылок, пакетов. Хоть и появились кое-где мусорные баки прохожие предпочитают швырять мусор, где попало.

Несколько лет назад дом на нашей улице купила дама средних лет. Ольга ( назовем ее так) много лет прожила в Стокгольме. Заграница ей стала в тягость («все чужие, холодные, и я там чужая») , с надеждой стать своей в городе на Оке, она здесь и поселилась.

Но… не так-то оказалось просто человеку, привыкшему к шведскому быту вписаться в нашу действительность.

- Ты чего помои на улицу льешь!? - упрекала Ольга соседку.

- Почему ржавая машина возле дома гниет, экологию портит! Опять фонарь на углу разбит! Деньги за вывоз мусора с нас берут, а помойку неделями не вывозят! - в городскую администрацию так и сыпались Ольгины жалобы.

Скоро Ольга обрела известность далеко за пределами нашей улицы. Энергии на наведение порядка она не жалела. Перед своим домом изничтожила крапиву и разбила газон, чем вызвала неодобрение соседей - « Ишь, приехала и выпендривается, денег, видать, девать некуда!» Тем не менее помои на улицу больше не выливались и ржавую машину вывезли на свалку.

Однако цена попыток благоустройства оказалась велика. Соседи, которым после настойчивых Ольгиных напоминаний городские власти пригрозили штрафом за антисанитарию, блюстительницу экологии возненавидели. А в городской администрации признали склочницей.Даже за восстановление уличного фонаря спасибо никто не сказал. Словом, гражданские порывы в масштабах одного квартала никто не оценил. Напротив, эти порывы вызвали только усмешки, раздражение и неприязнь. Последней каплей, переполнившей чашу соседского терпения стала Ольгина докладная в автоинспекцию: тринадцатилетний мальчишка приспособился ( причем с санкции родителей) ездить на колонку за водой на отцовском грузовике - маршрут лежал под горку, по дороге, которая вся в выбоинах и колеях , да еще к тому же юный водитель сажал на пассажирское место четырехлетнего братишку. Свидетели этого аттракциона с ужасом вздыхали, но вмешиваться не считали нужным. Но в результате Ольгиной докладной явились инспектора и родителей ребят оштрафовали. После чего в адрес воительницы последовала новая волна осуждения.

- Ты лучше это брось - всех критиковать, учить жизни и подводить под штрафы! - посоветовали Ольге доброжелатели, - А то, гляди, сожгут!

Сейчас возмутительница спокойствия осознала, что в российской глубинке западноевропейские порядки неприемлемы и всерьез подумывает: не продать ли дом вместе с газоном и садом, куда регулярно наведываются серьезные воры и мелкие воришки.

Однако какая же Таруса глубинка! Это древнее русское поселение , известное с середины Х111 века, прославленное культурными традициями место, связанное с именами людей, которые тут жили, творили, воспевали красоты природы и тем самым создавали ( так во всяком случае казалось им самим и последующим поколениям художников и писателей) особую здешнюю ауру.

Эта аура - в летний сезон во всяком случае - по мере возможности поддерживается. Многочисленные туристы посещают музей Цветаевой и могилу Паустовского ( памятник на которой постоянно уродуют вандалы); в картинной галерее устраиваются выставки местных художников, каждое лето проводится музыкальный фестиваль, организованный в 1993 году Святославом Рихтером…

Беда в том, что контраст между этими высоко-духовными акциями и жизнью улиц, где не горят фонари, где в дождь единственная пригодная обувь резиновые сапоги да галоши, где местное население мужского ( да и женского ) пола досуг заполняет пьянкой, где повымерли свои плотники и печники ,а работников (весьма низкой квалификации) найдешь только среди таджиков-гастарбайтеров, этот контраст глубже, чем замусоренные овраги - достопримечательность тарусского рельефа. Ведь участниками духоподъемных , интеллектуальных акций являются в основном столичные визитеры, число которых только чуть-чуть пополняет тонкая прослойка местной интеллигенции. Правда, это утверждение, однажды высказанное во всеуслашание, с возмущением опроверг владелец трехэтажного кирпичного особняка: «А мы, как вы нас называете, новые русские, значит, по-вашему, ничем кроме телевизора не интересуемся?!» Хорошо если бы , он в своем возмущении был прав, может быть, действительно, тенденция приобщения к культуре разовьется и пропасть взаимного отторжения зарастет, берега сомкнутся…

Ведь, и правда, процесс , как говорится, кажется , все-таки пошел - хотя бы на уровне бытовой культуры. Это на нашей улице, среди аборигенов попытки борцов за культуру типа Ольги, не находят поддержки и понимания, а обитатели кирпичных особняков, защищенных коваными решетками, помои на улицу не выплескивают, гусей не выпускают. Эта увековеченная поэтом живность теперь в Тарусе редкость. Как и козы, исчезнувшие вместе со старушками-хозяйками. Как и коровы. Лошади, правда, встречаются - их по праздничным дням приводят для верховой езды из спорт-клуба. Одно время у ресторана, очевидно в рекламных целях гулял верблюд...

Деревенский быт вытесняется коттеджным.И по мере того, как вымирают старожилы, пустеют и рушатся их бревенчатые избушки, а на освободившихся участках возводятся современные хоромы, облик улиц сам собой , без усилий городских служб, меняется.

Сохраняется ли при этой метаморфозе прежняя поэтически-художническая аура? Или она изживается вместе с бытовой неустроенностью? Наверное, вопрос тут в том, из чего образовалась эта аура, на существовании которой упрямо настаивают все, кто впервые сюда попадает. Старожилам трудно судить, но при первом знакомстве люди, очевидно, действительно, ощущают в здешней атмосфере нечто такое, чего нет в других провинциальных городках и что конкретным определениям не поддается, только неопределенному - аура… И все тут!

В поисках объяснений этой неуловимой особости здешних мест выдвигаются фантастические версии. Тарусская округа объявляется «аномальной зоной», где проявляют себя потусторонние силы. Здесь любят появляться НЛО ( в соседнем с Тарусой селе Кременки, говорят, видели «тарелку», а уфологи рассказывают, что несколько лет назад изучали «присевший» среди леса инопланетный аппарат). В самой Тарусе имеются дома, где бродят привидения. Ходят слухи, что одно из них обитает в доме, где жил художник Василий Ватагин и сейчас живут его потомки. А редактор местной газеты «Октябрь» рассказывала, что однажды пришел к ней рабочий местного керамического завода и поведал фантастическую историю своих контактов с привидением, которое по ночам бродит по цеху. Да так убедительно рассказывал и был притом абсолютно трезв, что редакция его рассказу посвятила целую полосу!

Оставим эти байки мифотворцам и тур-агентам. Секрет тарусского обаяния скорее всего в другом: в природных факторах - слиянии рек, широкой Оки и бъющей ключами маленькой Таруски, лесов и лугов, холмистого, многоярусного рельефа, ценимого пейзажистами... То есть красот, одухотворенных творческой, созидательной энергией людей, которые на протяжении нескольких веков отдавали должное прелести этих истинно русских мест. Последовательность именно такова: окружающий мир стимулировал прилив сил созидания, которыми наделена лучшая часть человечества.

Природа вечна ( если, разумеется. не вступать с ней в борьбу!). А люди уходят… Но уходя, оставляют новым поколениям нечто тоже вечное, неисчезающее. Даже если пытаться это Нечто задавить, изничтожить, вычеркнуть, оно все равно снова прорастет сквозь мелочную суету и бытовой мусор. В этом , наверное, секрет сохранения прелести здешних мест. Но секрет ненадежный.

Ведь кажется ясно, что привлекательность природных шедевров, подобных этому городку на Оке, в огромной мере состоит не только из его живописного месторасположения, но и из окружающих его пейзажей. И вот тут Тарусе судьбу благодарить не за что: красота и становится ее погибелью.

Пространство красоты, из которого каждый мог ( визуально!)выбрать для себя , облюбовать кусочек малой родины, на наших глазах станов ится фактором материальным. И для тех, кто материальными ресурсами не обладает с каждым годом стремительно ужимается. Дикий коррупционный капитализм агрессивно вытесняет неспособных ему противостоять из привычной среды обитания на обочины пыльной дороги.

Был у Паустовского Ильинский омут, художники ездили на этот бережок реки Таруски пейзажи писать. Теперь не поедут. Ильинский омут отгорожен от мира прекрасного двухметровым забором - за ним частное владение. Проедем чуть дальше, в глубь окрестных лесов - там был открытый для грибников склон с березовой рощей. Не попадешь в рощу - окружена сеткой, на дороге к ней ведущей ворота с замком, и участок этой «запретной зоны» необозрим, лес, поле, до самого горизонта... По противоположному от города берегу Оки шла дорога на Велигож, любители дальних прогулок и туристы этот маршрут ценили - нынче все в прошлом, и тут на пути сетка и ворота на замке.

Невольно задумаешься : вот вытеснят нас с малой родины, оставят нам покрытый плиткой пятачок у фонтана с видом на памятники Ленину, Цветаевой и героям войны , а заборы напрочь закроют горизонт, и кончится обаяние здешних мест. Кончится для всех - по обе стороны заборов. В общем - конец света.... Неужели на этот раз, на этом пвороте , судьба не спасет от изничтожения места, дарованные природой всем и каждому...

Колесникова Наталия Александровна , член СЖ и Скинематграфистов России

13


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: