Театр кукол для меня ассоциируется с любимой с детства книгой Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Писатель создал, на мой взгляд, очень красочный и весёлый мир кукол, преодолевших ужасные опасности, предсказанные Говорящим Сверчком. История преображения деревянного человечка с маленькими-маленькими, коротенькими-коротенькими, пустяковыми-пустяковыми мыслями в настоящего бесстрашного героя, увлекала меня с головой.
Не помню, как я тогда выражала своё впечатление, но сейчас имею возможность наблюдать за своими детьми, как это происходит у них.
Вот Катины пирожные.
Дочка объяснила мне, что зелёные – огуречные, жёлтые – банановые, оранжевые – апельсиновые, а голубые – «водичные».
За день до приготовления этих кулинарных изысков, Катя изобразила разноцветные лестницы. Вот так они выглядят, по мнению дочки.
В «разноцветность» Катя погрузилась сразу же после просмотра с братом и сестрой пёстрой шерстяной истории в театре на подушках, где перед детьми развернулась настоящая вязаная сказка. Её в большой посылке прислала своему внуку бабушка. Спектакль был поставлен по мотивам стихотворения Овсея Дриза «Клубочек шерсти».
На мой вопрос, что понравилось больше всего, трое моих сорванцов ответили по-разному. Катя сказала, что ей понравилась больше всего бабушка и её подарки внуку. Варе тоже понравилась больше всего бабушка, но по другой причине – она была в красивой чёрной шляпе. А Петя лаконично заявил, что ему запомнились шерстяные часы.
Это было второе посещение детьми театра кукол. После первого – Катя из игры «словодел» изобразила театральное пространство. Из подставок для букв у неё вышла сцена с декорацией в виде ниши. Продолговатые подставочки для букв послужили местами для взрослых, а буквы, судя по всему, представляли собой в воображаемом мире дочки самих взрослых.
Поскольку дети оказались в театре в первый раз, они не знали, как правильно себя вести. Но Катя не растерялась и проявила находчивость — придвинула один из пуфиков впритык к сцене и села, удобно прижавшись к ней спиной. А Варя всё представление не уставала восхищаться и повторяла в голос одну и ту же фразу:
Вот это театр! Вот это театр!
Театр на подушках придуман для самых маленьких зрителей. Они в силу возраста чувствовали себя непосредственными участниками театрального действа. Было видно, что актёрам привычно выслушивать детские советы, то и дело поступавшие из зрительного зала. Например, одна девочка подходила к сцене и предупреждала мышонка о приближении кота. Сердобольная малышка ни в ком случае не хотела допустить, чтобы кто-то кого-то съел, как в известных сказках.
В детях живет природное чувство справедливости - поделить поровну, играть по очереди, жить дружно - не просто слова, это правила поведения в детском сообществе, своеобразный кодекс чести, если хотите. Вот, к примеру, моя Катюша всегда настаивала, чтобы «Сорока-белобока» «накормила» непременно и мизинчик, чтобы он не оставался обделенным. А кто не желает жить согласно кодексу, удостаивается обидных прозвищ. У нас это — «Дурачок!» или «Какашка!»
Огромное удовольствие испытали маленькие зрители (а с ними и их родители), когда в конце спектакля мышонок подружился не только с котом, но и с самой хозяйкой.
Вспоминаю, что когда я дочитывала приключения Буратино, то тоже почувствовала необыкновенное торжество. Куклы победили всех своих врагов и добились справедливости — открыли собственный кукольный театр, в котором играли самих себя, утерев тем самым нос Карабасу Барабасу.
В мире детей, как и в мире кукол, царят добро и справедливость. Эти ценности настолько незыблемы, что даже соприкасаясь с несовершенным миром взрослых, остаются защищены: ребёнок имеет уникальную возможность в любой момент погрузиться обратно — в свой воображаемый мир.
И только по мере взросления всё начинает меняться.
Мой сын Петя, конечно же, прав, утверждая, что мама уже никогда не будет маленькой, но что я могу сказать точно — в кукольном театре радостное ощущение детства ко мне возвращается!
Мария Кулыванова