I. Юбилейный показ «Комиссара» в Доме кино.
II. Впервые в Москву на один вечер проник (через русско-украинскую границу!) Папа Римский Иоанн-Павел II.
III.
I. «Комиссар» — один из самых знаменитых отечественных фильмов. Вошел в список лучших фильмов всех времен и народов. Увенчан международными премиями…
Снятый в конце
Смонтированный из уцелевших кусков, «Комиссар» был впервые показан в Белом зале Дома кино в
Мир был потрясен игрой Нонны Мордюковой (возможно, ее лучшая роль), Ролана Быкова (возможно, его лучшая роль), Раисы Недашковской (Мария — ее лучшая роль)… Но более всего — колоссальной идейной и художественной силой, смелостью режиссерских и операторских решений…
Фильм покорил планету и — опять лег на полку.
И вот, спустя 20 лет, в том же Белом зале — юбилейный показ. «Комиссар» не устарел, не превратился в музейный раритет. Не раз по ходу фильма звучали аплодисменты зала. А потом Аскольдов рассказывал, как снимали, как врали инстанциям, как прятали от уничтожения. Были показаны видеозаписи уникальных интервью Ролана Быкова и Нонны Мордюковой… Из Киева приехала Раиса Недашковская, пела. И все это, начавшись в семь, продолжалось до полуночи. И никто не ушел. Но…
Но
II. Пока Иоанн-Павел II был жив, Патриарх всея Руси не пускал его в Россию. Но Папа умер, и наши потеряли бдительность. 5 марта на Арбате показали спектакль «Иов». Автор пьесы — Кароль Войтыла, а что это покойный Папа Римский, компетентные товарищи забыли или не знали.
Но и покойного сперва помучили. Более двадцати часов грузовик с декорациями (семь деревянных стремянок и несколько кусков драного холста) держали на границе — требовали 2500 евро — пошлину «за провоз товаров». Напрасны были объяснения, что это, мол, декорации, что эти дрова везут с Украины в Москву всего на один вечер.
Львовский театр «Воскресение», созданный Ярославом Федорышиным, — один из самых знаменитых театров Украины, объездил весь мир, проводит ежегодно свой театральный фестиваль, в котором уже участвовали 400 театров из 60 стран. Впервые «Воскресение» столкнулось с такой таможней.
Публика, пришедшая к семи вечера, узнала, что декорации еще не прибыли в Москву. Едут. И, может быть, приедут. Спектакль начался с опозданием на полтора часа.
Когда публика ждет полтора часа… Когда актеры ждут полтора часа и не знают, состоится ли этот единственный спектакль, ради которого они ехали в Москву… Все перегорают. Собрать душевные силы и зрителям, и тем более актерам очень тяжело. Но — состоялось.
Кароль Войтыла написал пьесу по «Книге Иова» — не по Евангелию, а по Ветхому Завету. Материковый слой. И происходит все не в саду, а в пустыне — сухое дерево, сухой песок, семисвечники и ветхие одежды.
Самый богатый, самый благополучный, самый счастливый Иов в один миг лишается всего. Богатство расхищено, скот погиб, сыновья и дочери убиты. Он пытается понять (за что?!), он раздирает на себе одежды (выпустит ли таможня бесплатно эти, теперь еще более драные тряпки?)…
Однако и крики «браво», и аплодисменты звучали в полупустом зале (а
III.
Концерт дался ей с огромным трудом. Недавно она тяжело болела, два с половиной месяца в реанимации, на аппарате искусственного дыхания. Только два первых романса спела стоя, потом ее усадили в кресло возле рояля. Но публика получила все что хотела: «Вечерний звон», «Караван», «Друг, гитара», «Спокойно и просто»… А в финале (ни в чем не уступая Эдит Пиаф) Баянова спела Non, Je Ne Regrette Rien! — «Я ни о чем не жалею».
Прием восторженный, цветов море, овации… Но
У трех уникальных (единственных, ни на кого не похожих) событий были две общие приметы: полупустой зал и полное молчание СМИ.
На всех экранах, во всех газетах было другое. Торжества на всю страну, с лакейскими интервью («Мы с именем Вашим ложимся!/ Мы с именем Вашим встаем!»). И концерты в честь торжеств, где были всякие знаменитости и высокие поздравления (абсолютно, сами понимаете, искренние). Но одного не было точно — искусства. А у Баяновой только оно и было.
Выходишь на черную улицу, повторяя «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Но скоро, скоро». А как опомнишься — улица вовсе не черная, она сияет витринами и рекламой. Москва — город миллиардеров (мы обогнали Нью-Йорк, наш город теперь на первом месте).
Наши знаменитые горожане на свои вечеринки выписывают
Но кроме миллиардеров в нашем городе еще 12 миллионов жителей. И если бы на спектакль пошел один из десяти тысяч, была бы давка. Почему же маленькие (
Объясняют
Тогда не было информации, и — полные залы. А теперь — море информации, и ничего не знаем.
Горожане, что ли, изменились?
Попробуйте вспомнить, чем вы занимались в дни этих событий? Чем были заняты ваши вечера, когда в Москве показали «Комиссара», «Иова», концерт Баяновой? Телерадиоболтовней о рекордной явке к урнам, которую сперва непрерывно прогнозировали, а потом непрерывно восторгались? нашей рашей? телепатокой о дядях степах, вовах, димах?
Самый типичный ответ: «Мы ж не знали. Вот если бы нам сказали».
Можем сказать. 19 марта почти никому в Москве не известный театр с красивым названием «Международная Чеховская лаборатория» покажет замечательный спектакль «Дядя Ваня». Профессора Серебрякова (лучшего из всех когда-либо виденных) играет актер «Современника» Григорий Острин — играет блестяще и при этом ужасно похоже (случайно! случайно!) на знаменитого телеведущего…
Играют в подвале возле метро «Площадь Ильича» (Библиотечная, 23, со двора). В этом же подвале 27 марта (Международный день театра) и 30 марта покажут «Три сестры» — спектакль, где сделано невероятное, но при этом классическое и страстное открытие. (Открытия бывают не только научные.)
Сегодня в постановку классической пьесы ради успеха добавляют пошлость, похабщину, отсебятину, голых мужиков. А в этом подвале работают мысль и талант. И свет во тьме светит.