Наверное, у каждого есть СВОЙ учитель. Его мы помним и любим всю нашу жизнь. К нему хотим снова и снова возвращаться: за мудрым советом, искренней поддержкой, за светлыми воспоминаниями детства и юности. Стремимся во что бы то ни стало сохранить в душе все доброе и нежное, что нам давалось так щедро. И, несмотря на годы, вновь хотим услышать жизнерадостный голос, увидеть лучистые глаза, почувствовать дружеское участие именно этого человека в нашей судьбе. В наступивший Год учителя давайте вернемся к любимым учителям, ведь они всегда нас помнят и ждут.
МОЯ учительница — Раиса Ивановна Граневская. Она преподает русский язык и литературу в гимназии № 22 в небольшом, но очень уютном, солнечном южном городе Майкопе Краснодарского края и является «Почетным работником общего образования Российской Федерации». Я там недавно была, и мы славно с ней поговорили.
— Раиса Ивановна, говорят, настоящий учитель тот, чьи ученики способны развиваться самостоятельно. А Вы как считаете?
— Да, я согласна. Но, конечно, еще наша роль — дать определенный импульс, чтобы ученик развивался самостоятельно. Для этого сам учитель должен быть примером для подражания, постоянно совершенствоваться, искать новые знания, тонко и аккуратно подходить к каждой детской душе, быть искренним другом и мудрым наставником, и не просто «урокодателем», а воспитателем настоящего Человека со светлой и чистой душой.
— А кто для Вас настоящий учитель?
— Для меня таким человеком была в нашей гимназии Ольга Федоровна Принько, преподававшая математику. Я сразу обратила на нее внимание. Это учитель великодушный, высокой культуры, и человек, способный поддержать в трудную минуту. А трудных минут у каждого бывает много как в школе, так и вне школы. Я счастлива, что дружу с ней уже 30 лет.
— Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в профессию.
— Это произошло не случайно, я пошла по стопам своей сестры. Выбор был осознанным. Мы жили в Сибири и мечтали получить достойное образование. Сестра первая уехала в Ленинград и поступила в университет, потом и я за ней потянулась.
— Удивительно, Вы как будто пересказываете мою судьбу... И какой Вы были студенткой?
— Мне очень нравилось учиться, тем более что осуществилась моя мечта — учиться в Ленинграде!
— А когда Вы пришли в майкопскую гимназию № 22?
— Преподаю здесь с 1983 года. Сейчас у меня два седьмых и один десятый класс. В старших классах литература — четыре раза в неделю. Этого в принципе достаточно, потому что мы не можем зацикливаться только на литературе, детям надо знать и другие дисциплины, и информатику, что немаловажно, и физкультурой обязательно заниматься. Так что времени на литературу вполне достаточно — при условии, что будет не монолог, а диалог с учениками. Интересно преподавать, когда чувствуешь, что в классе есть увлеченные литературой ученики. Любопытно, что у меня один из таких учеников — иностранец из Словении. Настолько умный и начитанный, хорошо знающий русскую классическую литературу...
— Когда к Вам приходят дети из начальной школы, можно почувствовать, кто из учеников одарен литературным или поэтическим талантом, даже если они сами об это еще не догадываются?
— Конечно, если ребенок одарен, это проявляется во всем — и в русском языке, и в математике. Многое закладывается в семье. Если ребенку читали сказки на ночь, говорили с ним, обсуждали прочитанное, если ребенка окружали книги, это сразу видно. Так что семья — прежде всего. Начинаешь говорить с одаренными ребятами, и выясняется, что они из культурных семей, у родителей хорошее образование, например, мама, закончила МГУ, и детей своих они стараются настроить на учебу, прививают им любовь к литературе, к искусству и вообще — к порядочности.
— А чему Вы хотите научить, ведь личным примером можно передать очень многое?
— Больше всего хочу, чтобы мои ученики любили русскую классическую литературу. Да, понимаю, в наш информационный век дети читают очень мало. Тем не менее можно дать импульс к пониманию значимости литературы и привить любовь к ней. Постоянно говорю детям, что истинно образованный человек — человек начитанный. И стараюсь, чтобы они как можно больше читали. Стремлюсь их заинтересовать произведениями и личностями писателей и поэтов, выбираю самое интересное из их биографий. Рассказываю об эпохе, в которую они жили и творили. Какая была культурная среда в то время, какие художники, писатели и композиторы работали в тот или иной период. И, конечно, что-то из личной жизни писателя обязательно рассказываю. Иначе мы не можем целостно воспринимать и книги. В каждом литературном произведении, будь то стихи, повесть, рассказ или роман, конечно же, отражено личностное восприятие жизни, эпохи. И личное из биографии тоже присутствует. Например, если мы изучаем Ивана Сергеевича Тургенева, обязательно рассказываю о его французском периоде, о безграничной любви его к Полине Виардо.
— Своим личным примером как можно заинтересовать?
— Думаю, преподаватель литературы должен быть человеком эмоциональным и добрым. Такой предмет не может вести человек сухой, озлобленный. Главное — любить то, о чем рассказываешь, и профессию, которую выбрал.
— Как должен выглядеть преподаватель?
— Достойно. Учителя, несмотря ни на что, должны следить за собой. Дети всегда обращают внимание на то, как ты держишься, как выглядишь, как одет. Внимательно следить за своей речью. Категорически запрещено употреблять сленги либо слова, неприемлемые для ученической аудитории. Говорить только правильным литературным языком.
— И, конечно, с улыбкой...
— Да, и с хорошим настроением. Если ты кричишь на детей, значит — показываешь свою слабость. Надо искать другие пути. Либо выходить на шутку, либо так сделать замечание, чтобы заинтересовать ученика, увлечь, и тогда тебя будут слушать. Повышая голос, в ответ непременно получишь негативное отношение.
Надо четко знать, с каким возрастом работаешь. Это поколение next, оно еще не умеет сдерживать свои чувства. Поэтому проявлять сдержанность в любой ситуации должен преподаватель. Главное — любить детей, и они должны это понимать. И еще преподавателю важно обладать актерским мастерством. Настоящий учитель прежде всего — актер, который каждый урок выходит на сцену, но его слушает очень ранимая и тонко чувствующая аудитория. Об этом надо помнить постоянно.
— Русская культура — основа воспитания?
— Да, конечно. Об этом нельзя забывать. Обидно, что русская культура сейчас размывается. Обратите внимание, что нам показывают по телевизору. Даже единственный достойный канал «Культура» требует пересмотра и разнообразия программ. Надо принимать меры, чтобы не было иноязычных вывесок, чтобы поменьше искажали русский язык, боролись со сленгами, с иностранными словами. Зачем говорить чужое слово, когда есть много своих синонимов?
Понятно, что хлынул поток иностранных слов в связи с развитием науки, техники, торгово-экономических отношений. Детям сложно понять, где же тогда по-настоящему русские слова. Хотелось бы, чтобы чаще по телевизору шли классические спектакли, звучали оперы русских композиторов, артисты с хорошей дикцией читали стихи и прозу, чтобы дети слушали правильную русскую речь.
— Раиса Ивановна, как Вы относитесь к аудиокнигам?
— Резко отрицательно. Считаю, что нужно обязательно листать страницы и пропускать прочитанное через сердце и душу. Читая, человек расширяет свой кругозор, становится более грамотным. Сейчас у многих большие проблемы с русским языком, с грамотностью.
И компьютерные версии книг тоже неприемлемы для меня. Проходишь по рядам и видишь: «Война и мир» (в сокращении) или чтение по диагонали. Откуда же возьмется целостное восприятие произведения? От нас в свое время где-то, может быть, строго требовали читать, но это было для пользы дела. Например, 16 томов Горького я прочла благодаря контролю отца. Он всегда говорил: «Читай! Я проверю, потом перескажешь».
Конечно, многое зависит от воспитания, от чтения в семье. Если родители любят читать — и дети полюбят. Главное — уметь делиться прочитанным с детьми. Вообще книга для маленького ребенка — прежде всего счастливый момент общения между ним и родителями. И даже если мама и папа — люди не очень далекие, и им нечего сказать своим детям, всегда есть возможность взять хорошую книгу и почитать вслух. И дети будут больше уважать родителей, потому что через них получат лучшее, что есть в книгах. Это могут быть и сказки, и рассказы о природе, о животных, стихи, биографии замечательных людей, да любая умная и добрая книга. Читайте детям вслух — и из них будут постепенно вырастать читатели. Ничего лучше еще не придумано.
Еще интересный момент: когда дети начинают читать, не нужно их обучать по новым методикам скоростного чтения. Пусть ребенок сначала читает медленно, по слогам, выделяя каждый слог, тогда в дальнейшем он будет грамотно писать.
— Если человек не успел усвоить основы в школе, в дальнейшем он уже не сможет восполнить пробелы в знаниях?
— Смотря в какую среду он попадет после школы. Если в благодатную, все можно успеть наверстать в институте, хотя, конечно, такой студент будет жалеть, что у него было время для чтения, а он его упустил. В жизни все дозировано. Школьные годы направлены на учебу. Некоторые думают: «А, потом!». Но потом начнется совсем другой этап.
Сколько знаю примеров, когда человек, мало читавший в школе, попадал в окружение высокоразвитых молодых людей, и ему было просто стыдно за свое невежество, за то, что он не в состоянии умно и правильно высказать свое мнение, или ему просто нечего сказать. Поэтому в школьные годы надо постоянно насыщаться знаниями.
— Что основное надо успеть прочитать, что сейчас изучается в старших классах?
— В десятом классе начинаем с драматургии Островского. Три романа Гончарова: «Обломова» текстуально изучаем, а «Обрыв» и «Обыкновенную историю» — обзорно. Огромный интерес у меня вызывает Иван Сергеевич Тургенев, его язык, его описание природы. «Записки охотника», «Отцы и дети», повести и стихотворения в прозе. Дальше — лирика Николая Алексеевича Некрасова, и гражданская, и любовная, а также — «Кому на Руси жить хорошо». Обязательно изучаем поэтов чистого искусства — Тютчева и Фета. Анализируем их стихи, учим наизусть. Поэзия глубокая, есть безглагольные стихи у Фета — просто жемчужины. Потом — Достоевский, Лев Толстой и любимый Чехов. А в одиннадцатом классе — Серебряный век.
Самое интересное — я не устаю повторять одно и то же, потому что каждый раз столько нового открываю для себя, настолько расширяю свой кругозор... Не зря говорят: «Обучая, мы учимся». С годами стала по-новому преподавать литературу.
— Посоветуйте, как научиться выбирать грамотную и умную литературу для чтения.
— Рецепт один — начать читать. Если это твое, захватывает, заставляет переживать, побуждает к размышлению, выводит на новые уровни, на других авторов, расширяет кругозор, смело продолжайте. Чем больше человек читает, тем грамотнее его речь. Книги — для хорошей речи. Если не читать классику, вам элементарно не будет хватать слов для выражения своих мыслей. Так что надо читать всю жизнь.
— Ваши любимые авторы?
— На мой взгляд, из современных авторов умный писатель — Юрий Поляков. А вообще люблю мемуарную литературу. В трудную минуту читаю только Чехова. Постоянно перечитываю классику, это настоящая, глубинная литература. Достоевский, Толстой, Тургенев. Как интересен Бунин, особенно его великолепная проза — «Окаянные дни». Обожаю Серебряный век. Моя любимая тема — Ахматова, Блок, Гиппиус, Мережковский, Северянин, Бальмонт, Белый. Плеяда очень талантливых людей.
— Какой период своей жизни считаете самым значительным?
— Конечно — рождение дочери. Это такое счастье, не передать. Рождение детей — главное в жизни женщины. А если еще и профессия приносит радость, тогда перед вами человек, который счастлив сегодня и в будущее смотрит с оптимизмом!
В Педагогическом музее Москвы сохранился необычный документ начала ХХ века — обязательство родителей перед гимназией. «Поскольку наш ребенок был удостоен чести быть принятым в гимназию, обязуемся, что он будет вовремя приходить, аккуратно одеваться, носить гимназическую форму, что у него всегда будут карандаши, тетради...» Потрясает последняя фраза: «Ежели он из гимназии будет изгнан, мы обязуемся, что наш ребенок более не наденет формы гимназической, дабы не опозорить оную».
Эстетические и нравственные нормы этого раритетного договора производят глубокое впечатление. Что, если сегодня нашим учебным заведениям возродить эту традицию? Может быть, тогда каждый школьник или гимназист будет дорожить тем, что его приняли учиться. Изменится отношение к учителям, повысится статус профессии. Потому что преподавать идут не из-за денег, а из-за особой, тонкой душевной организации, стремясь щедро отдавать.
Беседу вела Татьяна ТОКУН