Российские потребители меняют модель поведения: вместо сбережений соотечественники предпочитают тратить. Во-первых, кредиты стали доступнее. Во-вторых, вклады уже не приносят того дохода, что пару лет назад.
Финансовое поведение россиян меняется: соотечественники перестают копить деньги, предпочитая их тратить. К такому выводу пришли специалисты Центробанка. Как говорится в докладе регулятора о денежно-кредитной политике, норма сбережений населения вернулась к уровню 2013-2014 годов. Тогда в России фиксировался рост закредитованности. Судя по статистике, закредитованность растет и сейчас.
Выросли доходы, выросли кредиты
В Центробанке ожидают, что в этом году россияне увеличат расходы на 3,8-4,3%. Модель финансового поведения соотечественников изменилась из-за роста доходов и подорожания нефти. По этой причине потребители считают нынешний момент благополучным для совершения крупных покупок, в том числе — с помощью кредитных средств: граждане вновь обратили внимание на займы.
Кредитная нагрузка в России действительно растет. Так, в апреле, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), средний размер потребительского кредита увеличился почти на треть: на 28,7%. Объем выданных займов, по сравнению с мартом, вырос на 9,85%.
Специалисты фиксируют стабильное увеличение размера потребительского кредита: в январе он составлял 146,5 тысячи рублей, в феврале — 155 тысяч рублей, в марте — 162,5 тысячи рублей.
Любопытна и другая статистика. По данным компании «Домашние деньги», средний долг россиянина вырос до размера средней пятимесячной зарплаты: по итогам прошлого года показатель составил 163 тысячи рублей, а уровень закредитованности вырос на 11%.
Популярность кредитов обусловлена снижением ставок. Если два года назад средняя ставка по потребительскому займу составляла 16-17%, то сейчас можно оформить кредит под 12-13% годовых.
С другой стороны, к потреблению соотечественников подталкивают низкие ставки по вкладам. На эту проблему недавно обращала внимание глава ЦБР Эльвира Набиуллина. В Центробанке обеспокоены возможностью ряда банков занижать ставки по депозитам. «Речь скорее идет о механизмах того, каким образом обеспечить справедливую конкуренцию на рынке получения вкладов. Нас беспокоит, что некоторые банки здесь как бы говорят: „Мы будем демпинговать и, пользуясь своим статусом, привлекать средства по достаточно низким уровням“».
Средняя ставка российских банков, входящих в топ-100, составляет 6,27%, о чем свидетельствуют данные ЦБР. Это минимум за всю историю наблюдений регулятора (с середины 2009 года).
И если Банк России продолжит снижать ключевую ставку, то средний процент по депозитам будет снижаться дальше.
В магазин — за акциями
В первом квартале этого года на 6% сократилась доля соотечественников, экономящих на продуктах питания. По данным экспертов Sberbank CIB, таких россиян 64%. Меньше стало и тех граждан, кто при выборе товара ориентируются на более низкие цены: с 73% до 71%.
В исследовании «Потребительского индекса Иванова» («Ивановыми» специалисты считают представителей среднего класса) отмечается, что чаще всего россияне экономят, пользуясь акциями, скидками и т. п. На них «подсели» 59% респондентов. До абсолютного рекорда подскочило число соотечественников, посещающих магазины «исключительно» ради рекламных предложений: их 49%.
«Мы считаем, что российские потребители стали в некотором роде зависимы от рекламных предложений. Это происходит не только из-за спроса, но и из-за предложения», — отмечается в исследовании.
В первом квартале среднестатистический россиянин тратил 38,1% своих доходов на еду, в прошлом году — 37,7%. Как отмечают эксперты, к тем стандартам расходов, что были в 2013 году, россияне возвращаться не собираются. Если зарплату представителю среднего класса поднимут на 1000 рублей, то на еду он потратит только 18% дополнительного дохода, 14% — на одежду и товары для дома (сейчас — 16% от дохода), 13% — направит на накопления (сейчас — 7%).
Любопытно, что снижение числа экономящих на продовольствии граждан в начале года зафиксировал исследовательский холдинг «Ромир». В материалах социологов говорится, что население адаптировалось к экономическому кризису и научилось отказываться от радикальных способов преодоления финансовых сложностей. Если в 2016 году число соотечественников, готовых экономить даже на продуктах первой необходимости, составляло 66%, то в декабре 2017 года — всего 48%.
«В конце 2017 года восприятие россиянами экономической ситуации в стране значительно изменилось, причем в лучшую сторону. По состоянию на конец прошлого года о своем ощущении, что страна пребывает в кризисе, заявили 40% респондентов, тогда как в начале 2016 года таких ответов насчитывалось 71%», — подчеркивается в исследовании
Елена Трегубова